Неотъемлимая часть нашей работы - взаимодействие с людьми. Насмотренность и практика помогают выстраивать коммуникацию в разных ситуациях. Но как быть тем, у кого такого опыта нет?
Давайте на нескольких жизненных примерах посмотрим как точно не стоит себя вести, а что поможет сориентироваться. Для удобства разделю текст на «ситуации» и «выводы».
Ситуация. Светлана, незрячая хозяйка собаки проводника, рассказала такую историю:
Я пришла в музей, это было осенью, на улице грязно. Поэтому в гардеробе я вытирала лапы своей собаке. Заканчивая вытирать четвертую лапу ко мне громко и немного в недоумении обратился сотрудник музея и предложил тряпочку для лап. Оказалось, что он с самого начала стоял рядом и предлагал помощь. Но дело в том, что я не могу угадать что кто-то говорящий рядом обращается именно ко мне. 🙂
Вывод: говорите о том, что подошли или собираетесь отойти.
Обратитесь к незрячему собеседнику по имени, а если не знаете имени - аккуратно дотроньтесь до руки ниже локтя.
Вспомнился еще один случай, который наблюдала в метро.
Ситуация. На станции передо мной идет незрячий с собакой-проводником и тростью. К слову, такие парочки передвигаются быстро и стремительно. И вот таким стремительным шагом человек идет прямиком на стойку информации. За 2 метра до стойки проходящий мимо мужчина резко хватает незрячего за руку, и как в боевиках, выносит его в сторону «чтобы не врезался!». Начало было благородным, но крайне необдуманным 🙁
Вывод: если считаете, что без вашей помощи незрячий человек попадет в беду - предупредите его словами и легким жестом за руку/локоть. Помните, трость для незрячего человека это способ осмотреться и определить препятствие/стену/лестницу самостоятельно. Подхватив человека за руку с тростью вы дезориентируете и пугаете.
Таких историй в копилке еще много и все они подтверждают одно из важнейших правил общения: предлагайте помощь словами, а только потом действуйте.
А вы когда-нибудь попадали в подобные ситуации и «причиняли добро»?
Фото: Антон Донников,
Музей современного искусства «Гараж»