Наука предупреждает о дофаминовой зависимости, которая возникает при поиске одобрения в социальных сетях. Можно ли в этом году обойтись без вирусности?
Когда мы публикуем контент, мы часто осознаем вероятность того, что наш пост может стать вирусным, что бы это ни значило для каждого из нас. Для одного пользователя это может быть десяток комментариев к фотографии; для другого — скриншот их твита, опубликованного на Facebook. Социальные сети создали пространство, в котором количество просмотров на любом фрагменте контента может быстро увеличиваться, попадая в мемный аккаунт, популярный сабреддит, трендовый хештег.
Вопрос в том, что делает это осознание потенциальной мимолетной славы с нашим мозгом? Наука только начинает исследовать эту проблему. Доверие к компаниям социальных сетей, похоже, находится на рекордно низком уровне. Если когда-нибудь и наступит год, когда мы все перестанем играть в игру «может быть, я стану вирусным», то это 2022 год, пишет Mashable.
Доктор Элиас Абуджауд, профессор клинической психиатрии из Стэнфорда, говорит, что нейрохимический эффект распространения вашего собственного контента в Интернете недостаточно изучен, поэтому мы не до конца понимаем, что вирусность делает с нашим мозгом: «Однако мы знаем, что лайки воспринимаются как показатель популярности и актуальности».
Также известно, что уровень дофамина меняется, когда мы взаимодействуем с сообщением. Доктор Кортни Трейси, специалист по наркомании, говорит, что, когда мы получаем какое-либо признание в сообщении в социальных сетях, это активирует дофамин в нашем мозге. «Дофамин — гормон, способствующий хорошему самочувствию, которое побуждает нас продолжать делать то, что принесло нам ту первую порцию дофамина. То, что когда-то было эволюционно разработано, чтобы помочь нам есть пищу [и] хорошо спать, было захвачено в пространстве социальных сетей, чтобы держать нас на платформах как можно дольше».
Лайки и репосты дают нам эмоциональный кайф, и в основе этого кайфа лежит чувство социального одобрения. «Поскольку вирусность обычно длится дольше, чем основная продолжительность обычного "подобного" опыта в любой конкретный день, в вашем сознании это похоже на длинную вечеринку — вместо одной хорошей песни и выпивки, например, это похоже на ночной концерт с открытым баром и отличными напитками, которыми мы не можем насытиться», считает доктор Трейси.
Желание повысить свое эго может изменить ваше поведение, заставляя вас публиковать то, что вашей аудитории, скорее всего, понравится или чем вы поделитесь, — с потенциально катастрофическими результатами. «В результате мы хотим получить как можно больше лайков, что иногда приводит к появлению все более экстремальных постов или публикаций, на грани лжи и правды. Это сыграло определенную роль в радикализации Интернета и общества, а также в появлении культуры постправды», — говорит доктор Абуджауд. Конечно, не все из нас публикуют возмутительный контент, чтобы привлечь внимание. Но даже если вы просто делаете забавный тикток, ваш уровень ожиданий от его просмотров имеет значение. Если мы хотим стать вирусными и не делаем этого, мы чувствуем себя разочарованными. «Желание стать вирусным и оказаться разочарованным часто поощряет неадаптивные отношения с социальными сетями», - говорят эксперты.
Это не значит, что умеренное использование социальных сетей вредно. Исследование 2020 года, проведенное Центром здоровья и счастья Ли Кум Шеунга в Гарвардской школе общественного здравоохранения, показывает, что ежедневное использование социальных сетей как часть рутины и реагирование на контент других людей положительно связано с социальным благополучием и психическим здоровьем. Но проверка приложений «из страха пропустить, разочароваться или почувствовать себя оторванным от друзей, когда вы не вошли в социальные сети» имеет противоположный эффект.