Очень! А вот моему товарищу не понравился совсем. Зачем снимать такие фильмы? - спросил он. И искренне не понимал посыла.
Я хотел бы обсудить эстетическое наслаждение от некоторых сцен и отсылки к разному искусству.
Кстати, перед прочтением этой статьи очень рекомендую сначала посмотреть сам фильм: "Дом, который построил Джек". Возможно, дальше будут спойлеры. Я вас предупредил.
А это Вергилий,
Который все ходит и ходит кругами,
Спускаясь к воронке привычного Ада
И крепко держа Джека за руку.
Нет им ни дна, ни покрышки, ни края.
Житейский, нормальный, простой катабасис
В фильме, который построил Ларс.
Достроив свой "дом", найдя для этого подходящий, "живой" материал, Джек спускается в подвал этого дома в сопровождении старца. И после непродолжительного путешествия оказывается в Лимбе (limbus — рубеж, край, предел) , месте, где находятся души, не попавшие в рай. И при этом это такое место, которое не является адом или чистилищем.
Это прямая отсылка на Вергилия (один из главных героев "Божественной комедии" Данте). Он выступал там как популяризатор христианства, как символ античной мудрости и как наставник поэтов, этакий учитель Поэзии.
«родником бездонным, // откуда песни миру потекли»
«Ты мой учитель, мой пример любимый; //
Лишь ты один в наследье мне вручил //
Прекрасный слог, везде превозносимый»
В «Божественной комедии», после смерти Вергилий попал в Лимб, на первый круг ада, предназначенный для некрещёных младенцев и добродетельных нехристиан. Он не терпит адских мук, но испытывает вечную скорбь из-за мыслей о недоступном для него райском блаженстве. Вергилий решил помочь Дантэ, которому угрожала опасность.
Вместе они спускаются вглубь загробного мира. Вергилий усмиряет Цербера, бросив ком земли ему в пасть, защищает Данте от фурий и Медузы, переносит его на руках через ров для мздоимцев.
Если смотреть на эту историю метафорически, образно, символьно, то Вергилия можно трактовать как просвещённый разум, который защищает автора от греха, от лживых обвинений бесов (у рва мздоимцев), от лжи, насилия и ужаса (Медуза и фурии). Некоторые из встреченных путниками чудовищ могли символизировать анархию, царившую в эпоху Данте в Флоренции и всей Италии.
И если вы смотрели этот фильм, наверное, сейчас у вас мурашки бегут по коже от такой трактовки и такой отсылки, да? У меня - бегут. И это только одна из отсылок (финальная!), боюсь, если я буду перечислять здесь все отсылки, придется написать небольшую книгу.
Так что давайте остановимся на этой. Чтобы понять фильм и те идеи, что пытается донести до нас Ларс Фон Триер, нужно быть в теме того, что происходит вокруг этого режиссера и что происходит в душе у режиссера.
Ларс - 62-летний мужичок, обладающий огромным количеством наград (в том числе и призом жюри Каннского кинофестиваля), снявший огромное количество шедевральных фильмов (если вы не видели его "Нимфоманку 2013-го года - обязательно посмотрите!).
В "Доме..." Триер прощается с нами, обводя взглядом родные угодья, волоча за собой прошлые победы и удачи.
«Все, что мог, ты уже совершил, — Создал песню, подобную стону, и духовно навеки почил?»
Он точно не читал Некрасова, но эти строки лучше всего характеризуют его нынешнее состояние.
Изображения Гитлера, которые мелькают на экране и рассуждения Джека о злодеяниях Сталина — средний палец Каннскому фестивалю и политкорректной общественности, записавшей режиссера в фашисты после неосторожной реплики на пресс-конференции. Но не только. Это еще и его персональный пунктик, ведущий начало от нацистских мундиров в ранних любительских короткометражках и дипломных «Картин освобождения», где героем-мучеником становился офицер вермахта.
Важнее Гитлера здесь Шпеер: не диктатор, а приближенный к нему художник. Шпеер, чьи планы пошли прахом, как и планы Джека; архитектор, который думал изменить мир, но не оставил ни одного шедевра. Горькое напоминание о том, в какую пропасть ведет творца его высокомерие. К руинам, как бы они ни были живописны.
Можно подумать, что этот фильм снимался не для зрителя, не для того, чтобы что-то донести... а для себя. Ну, банальный пример: когда в университете профессор читает лекцию не студентам, а читает её себе - очень непонятно, скучно, и вообще нафиг такое образование. Вот так же и с этим фильмом. Ларс как бы говорит нам: идите-ка вы все куда подальше со своей политкорректностью, своими наградами и прочим. Я пришел сюда, чтобы изменить мир, изменить сознание массового зрителя. Но, кажется, я стал такого высокого о себе мнения... что мне пора на пенсию. И пора со всеми вами распрощаться. И этот фильм - как этакая... метафорическая автобиография, метафорический дневник.
Джек - инженер, считающий себя архитектором (или человек, считающий себя богом). Ларс - режиссёр, считающий себя Творцом. Осознавший, что... не может снять фильм. Найти подходящий материал. И каждый раз выходит что-то не то. Да, его фильмы признаются шедеврами. Но для Ларса... это все-таки не то, не дотягивает это до шедевра в его понимании.
Так вот. Можно так подумать, как я описал выше. Но сам фильм - куда глубже. И идей, полезных и интересных идей в этом фильме просто масса. Разве что если только буквально воспринимать этот фильм, то да, наверное, уловить что-то... будет очень сложно, если не невозможно.
А как вам этот фильм? Понравился или нет? Как вы думаете, что режиссер хотел до нас донести? И что вас впечатлило? На какие мысли навело? Напишите это в комментариях!