О "появлении человека" на Земле мы можем судить только по следам его деятельности, в частности, по предметам труда. Обоснование "развития" человеческого облика находят в останках скелетов. Исторический период человечества, когда вопроса о "появлении человека" не возникает, слишком короток и не имеет чётких временных границ. В настоящее время биосфера Земли подвержена такому сильному антропогенному давлению, что практически не сохранила всего спектра перехода от "бесчеловечного" состояния к "человечному", сохранилось всего несколько видов антропоморфных обезьян в самых глухих уголках планеты, остальные либо ассимилированы единственным видом рода Человек, либо уничтожены как конкуренты. Антропологи составляют филогенетические линии, которые призваны объяснить морфо-физиологическое и отчасти культурное становление человечества. Установить, какая популяция, когда и где трансформировала своё индивидуальное развитие так, что смогли рождаться младенцы с задатками совершенствования интеллекта, вряд ли удастся. Поэтому в числе вспомогательных гипотез есть и теологические, и уфологические гипотезы, мол, не могло становление человеческого интеллекта произойти естественным образом, путём усиления функции обучения и передачи опыта. Но, во-первых, как всегда людям трудно оценить масштаб времени, в котором происходили перемены, а во-вторых, люди всегда сильно недооценивают высшую нервную деятельность многих животных, которые просто не пошли по пути накопления жизненного опыта в поколениях. Последнее, кстати, не так уж безопасно для существования вида, как показал опыт накопления потенциала самоуничтожения, свойственный человечеству.