Уважаемый Агент Кью! Вы предложили мне ответить на вопрос, который до сих пор не имеет единой стройной теории. Если в этом вопросе сделать акцент на слове «самостоятельно», то можно предположить сомнение автора вопроса в том, что человечество додумалось до идеи монотеизма самостоятельно.
Действительно, вершиной духовных воззрений дикаря – кроманьонца был анимизм. Он обожествлял все значимые явления природы, приписывая их проявления каким-то высшим силам (ду́хам), причём для каждого явления это была отдельная Сущность. Из этого в дальнейшем развилось язычество, а сами эти сущности постепенно превратились в богов (каждый по своей специализации). Таким образом, очень долго человечество даже не помышляло о каком-то едином боге, которому подвластно всё и вся.
В дальнейшем из этого сонма богов выделился верховный бог, которому были подчинены и все остальные боги, и вся фауна и флора Земли вместе с человеком. И это было первым проблеском будущего монотеизма. В большинстве мифов о творении появление этого верховного бога связано с появлением у него потомства.
Моё мнение о возникновении монотеизма связано с централизацией государственной власти. Одним из первых примеров (оказавшемся неудачным) является реформа фараона Эхнатона (Аменхотепа IV), который ввёл в Древнем Египте культ солнечного диска – Атона, отправив всех остальных богов на задворки. Но проведена эта реформа была преждевременно: при его сыне Тутанхамоне всё вернулось обратно.
Нечто подобное произошло и в Месопотамии, где религия была представлена в виде дуализма двух противоборствующих сущностей: светлой в виде бога Ахурамазды, и тёмной – Аримана.
И в Древнем Египте, и в Вавилоне в разное время побывали в плену евреи. Я предполагаю, что появление иудаизма, первой в мире монотеистической религии, связано с тем, что евреи многое позаимствовали у своих угнетателей из Египта и Вавилона. Это произошло где-то в 8-м веке до н.э. Можно ли в этом случае назвать появление иудаизма самостоятельным «изобретением» евреев, сказать трудно. Скорее всё-таки нет.
Обратим внимание на то, что распространение монотеизма даже в среде семитов: арабов, евреев, финикийцев (остатки которых сохранились в Восточном Средиземноморье) происходило с большим разбросом во времени. Если иудаизм возник где-то в 8-м веке до н.э., то ислам – только в 622 году н.э. Но опять таки, ислам возник не на пустом месте. Как говорил об этом сам пророк Мухаммед, он был хорошо знаком с язычеством арабских племён Аравийского полуострова, где чуть ли не у каждого племени были собственные племенные боги; с иудаизмом, религией евреев; и с христианством (религией людей Писания, по его выражению). Думаю, именно иудаизм с его единственным верховным богом Яхве подвиг его на проповедь того, что бывший до этого племенным богом племени курайшитов (к которому принадлежал Мухаммед) Аллах, превратился в верховного бога всех арабских племён Аравийского полуострова.
Что касается христианства, то по моему личному мнению, это течение в иудаизме (так называемое иудеохристианство) возникло, как протест против жестокого, ревнивого и завистливого бога Яхве, в отличие от которого его Сын – Иисус Христос, олицетворял прежде всего любовь ко всему окружающему миру, в том числе и к человеку. Здесь не прослеживается изначальный принцип монотеизма об аналогии царя земного с царём небесным, как единственного непререкаемого властителя: одного на небесах, другого – на земле. Поэтому несколько веков христианство было в загоне, распространившись в основном в среде «униженных и оскорблённых». И только при императоре Константине Великом оно стало официальной религией Древнего Рима, а в дальнейшем распространилось на всю Европу, включая и Россию.
Таким образом, можно говорить о том, что монотеизм не был создан самостоятельно в разных странах мира, а всегда опирался на что-то из прошлого. Но он не был занесён на Землю откуда-то извне, как считают некоторые из наших сограждан. Появление монотеизма напрямую связано с конкретной общественно-политической обстановкой в каждой из стран, где он появлялся.