К счастью или к сожалению, но о более менее систематизированном опыте я могу говорить только в разрезе внутрироссийского туризма - поездкам в земли вепсов, поморов, лопарей... О нем бытует три устойчивых характеристики:
дорого,
некомфортно,
не безопасно.
Так ли это, не так, и как можно их развенчать в глазах людей, уже давно сама пытаюсь разобраться. Поэтому изложу очень субъективно по пунктам:
1. ИНФРАСТРУКТУРА (пойдем от самого сложного)
Востребованными становятся достопримечательности внутри своего региона и инфраструктура вокруг них, маршруты выходного дня для индивидуальных туристов или для малочисленных групп. Тренд «думающего туризма», конечно, по-настоящему никогда не станет альтернативой «пляжному» и «дачному», но, по субъективной оценке, треть от всего туристического рынка отхватить может. Сейчас - от силы 10-20% от всего туристического рынка готовы к вдумчивому краеведческому туризму, 80% - пляжники и олклюзивы. Закрыта Турция и Египет? Значит будут, дачинг, коттеджинг, шашлычинг. Вот за этого туриста бороться можно и нужно!
Но… Самый сложный вопрос – инфраструктура и комфорт путешественников. При таком минимальном спросе в иные места даже бизнес самыми льготными предложениями не привлечь, а создание туристической инфраструктуры нужно. Пусть даже в самом сиротском-функциональном варианте. И, главное, дороги.
Спрос рождает предложение. Не иначе. Увы. Не говорю, что ничего делать не надо. Наоборот! Еще как надо! Только четко осознавать, что аудитория мизерная. И при распределении серьезных бюджетных средств я бы тоже расставила приоритеты не в пользу таких маршрутов, наступая на горло собственной песне пробитого туриста. Возможно, именно поэтому в самых красивых уголках России до сих пор нет организованных турпотоков.
Вот до этой красоты:
приходится, порой, ехать так:
Развитие этих регионов, например, Русского Севера, сродни гражданскому подвигу! Без иронии. Люблю давать этот пример. Очень показателен. КАРГОПОЛЬСКОЕ ОЖЕРЕЛЬЕ. Как мы ездили на деревянные церквушки смотреть. Не поленитесь, пробегитесь глазами по ссылке. И вот как это направление развивать?!
Не менее важный вопрос - гостиничный сервис, жилье, номерной фонд! Вопреки устоявшемуся мнению он в провинции существует и на достаточно высоком уровне. Но суммарно его катастрофически мало. Бывает, что в северном аутентичном городке даже организованную группу (один туристический автобус) не разместить.
Начну со своего последнего путешествия на Север. Очень уж мы с семьей его любим. Крошечный аутентичный городок - Сольвычегодск, паромы... Гостевой дом в здании бывшей земской больницы 1890 года. Максимально сохраненный и отреставрированный. Все никак руки не дойдут до монтажа интервью с хозяйкой-москвичкой, оставившей столицу и уехавшей в милый уездный городок творить (без иронии) историю.
Номер, кстати, обошелся нам в 3000 сутки. Вполне логичная цена.
НО! Если заедете, обязательно берите "пакет с питанием" (еще +800 руб.).
Во-первых, потому, что в городе нет кафе и ресторанов.
А во-вторых, потому что хозяйка готовит сама: оладушки, рябиновое варенье (не хо-хо, а из ликерного сорта), яблочное варенье, шарлотка, палтус(!), запеченная картошка... Если не оценили сходу: картошка своя, не из "Пятерочки"! Пальчики оближешь!
Это такой наш северный Прованс!
Для путешественников БЕЗ собак (представляете, есть и такие!) у Екатерины и ее партнера есть еще одно интересное предложение - пожить в доме Григорова (ул. Ленина, 31). В том самом доме, где в 1911 году жил в ссылке Коба. Он же - Иосиф Виссарионович Джугашвили (Сталин). Интерьер там восстановленный, дом - памятник архитектуры. Нынешние арендаторы сохраняют и восстановили его под строгим надзором музея и в тесном сотрудничестве с ним. Есть одно но, домик старинный, поэтому и удобства на этаже, а не как у нас в Земской больничке - в номере.
В красавице-Вологде открыли для себя сервис "Две Подушки", арендовали квартиру студию со всем необходимым для жизни, комфортную передачу ключа через модный кейбокс и поддержку в мессенджере.
Цена вопроса около 1300-1500 руб.
В Вельске жили по-боХатому тоже в здании бывшей земской станции - ныне бутик-отель "Троицкий". Очень рекомендуем! Ели тут же. Заказали скромно: щи и язык... Но этот отель настоящего лакшери качества всего на 6 номеров, если не ошибаюсь.
Сейчас ценник покажу (москвичам и петербуржцам станет завидно, но, к сожалению, для зарплат по регионам он не радостный):
Номер на одного в Вельске - 2500, дальше по 500 рэ доплата с носа. При чем неважно, чей нос - мужа или собак :))
Сам Вельск очень патриархальный, купеческий и очень креативный. Если будете - заскочите в музей важской росписи.
А бывали случаи, когда под вечер нам просто так давали ключи от частного домика - переночевать, а утром мы оставляли на столике "донат" за псов, который никто не то, что не требовал - не просил (а за ними хозяевам все равно убирать, как ни крути), вешали ключи на забор и прикрывали калитку. И если в этом домике был теплый туалет и чайник - считали его офигенским сервисом, до сих пор благодарим таких хозяев.
2. ПРОДВИЖЕНИЕ
Маршруты нужно раскручивать по всем правилам PR и GR. Никто не обладает даром ясновидения и узнает сам по себе о том, что вы их сделали. Отдельной раскрутки в соцсетях, email рассылке и т.д. заслуживает инфраструктура на этих маршрутах. Писать надо даже про обустроенные стоянки для авто. Даже не писать, а буквально бомбить соцсети. Опять же, по наблюдениям спрос на новые туристические направления уже сейчас формируется внутри различных тематических сообществ. И это то самое новшество, которое преподнесла нам пандемия. За общением активные и любознательные люди ушли в соцсети. Для туристических бренд-менеджеров сейчас мониторинг таких групп, умение управлять дискуссиями и вовремя подсунуть красивый рассказ с фото о том или ином месте – «поле непаханое».
3. ИНТЕРАКТИВ И ТЕХНОЛОГИИ
Думаю, когда мы окончательно выйдем из всех ковидных ограничений, мы не увидим привычных нам «стад» туристов с пастырем-экскурсоводом, вещающим набором шаблонов «Посмотрите налево, посмотрите направо…». Эти люди теперь оседают у мониторов и смотрят на мир «глазами Сенкевича», вернее, глазами блогеров и тревэл-журналистов. Наиболее пассивная часть так и останется у мониторов. Могу предположить развитие направления он-лайн туров (прямых включений и экскурсий в записи). Платных для клиентов. Но, разумеется, по бюджетной стоимости, в разы ниже очных туров (и урезанных по программе, конечно).
С помощью этих удаленных экскурсий, в том числе, вы сумеете удержать часть «далекой» аудитории до того момента, пока перемещение не станет свободным. Китайские мудрецы говорили: "Не завидуй людям, живущим во времена перемен!".
Казалось бы, что в туризме может быть нового: все новые земли давно открыты, ещё во времена колумбов и магеланов, изменений рельефа планеты не зафиксировано - леса, озера, реки, водопады всё те же, достопримечательности то же те же - кремли, крепости, замки, усадьбы... А новое, оказывается, - технологии!
Всевозможные аудиогиды и виртуальные экскурсии туда же, когда гид или экскурсовод в одиночестве гуляет по маршруту и рассказывает о городе в режиме он-лайн. Только ленивый не наговаривал на диктофон и не стримил! Трансляции в соцсетях, трансляции на более совершенных и технически продвинутых платных платформах - вот что в ближайшее время будет развиваться.
Обязательно нужен сервис аудиогидов для самостоятельных туристов. И не просто общий рассказ о достопримечательностях, а буквально удаленное сопровождение по заранее составленному маршруту.
А теперь прикиньте, кто из увлеченных своей работой краеведов и туроператоров умеет все это делать? Продать услугу этнического туризма в комплексе?
Доброго дня. Личное мнение - сейчас набирает обороты. С учетом того, что для россиян сейчас становится все больше интересны путешествия внутри страны, а страна у нас огромная и разнообразная, многонациональная! То местный... Читать далее