Лучше один раз увидеть, чем читать сто лишних знаков: вот как выглядят вагоны дальнего следования Amtrak amtrak.com (требует Adobe Flash). Здесь нет плацкартных вагонов.
Контекст такой: для большинства американцев Amtrak - предмет несколько брезгливых насмешек. Для дальних поездок поездами пользуются в десятки раз меньше, чем самолётами. Эти поезда постоянно опаздывают, отчасти из-за того, что им приходится уступать дорогу владельцам железных дорог - частным грузовым поездам.
В английской википедии плацкарт описан (couchette car: wikipedia.org) как экзотическое животное, живущее в джунглях Восточной Европы. Статья особо подчёркивает тот факт, в Британии такого безобразия никогда не было.
Небольшой экскурс в историю:
1912 год
"Откидные полати в третьем классе заведены только у нас в России, за границей же за дешевое передвиженье приходится отдуваться ночами, клюя носом вчетвером на глубоко выбранной и разделенной подлокотниками скамейке. Хотя на этот раз обе лавки отделенья были к моим услугам, мне было не до сна" Борис Пастернак, "Охранная грамота"
В Греции видел нечто подобное в поезде Салоники - Афины. Для начала, должен сказать, что в их "СВ" есть раковина-умывальник-стол, очень интересная конструкция :)
В дешевых вагонах было примерно как в наших плацкартах, хотя по строению похожи на наши купе. Т.е. нет боковых мест и есть стены и двери, но они стеклянные (с деревянными рамами), многие разбиты и вообще не закрываются, поэтому я бы назвал те вагоны плацкартными. Хоть дверь и можно закрыть теоретически, это мало чем поможет, все видно.
Хотя это и не в тему вопроса, не могу не упомянуть то, как я искал место покурить в этом поезде. Вышел из "СВ" и пошел через вагоны в поисках укромного места (курить в поезде "нельзя", это же Европа, хоть и самая курящая страна, принявшая антитабачный закон для галочки). Пройдя все вагоны (в т.ч. плацкартные) я очутился в помещении перед дверью машиниста. Собственно в этом помещении все и курили, включая самого начальника поезда.
В США когда-то были (одна из моделей Пулмана), но сейчас остались или сидячие места (как в самолете), или (весьма удобные) купе (иногда 2х-уровневые)
А вот в Канаде ViaRail, где поезда более популярны, чем в США, сохранился open-plan berth, которые несколько напоминают европейсие плацкарты. Однако у на канадских поездах такое спальное место отгораживают толстой занавесью.
В Швеции есть и они очень неудобные - плацкарт означает не 4 человека на отделение, а шестеро! Не знаю, может не все вагоны одинаково оборудованы, и наверняка есть купе и более уютно спланированные, но мне довелось ехать один раз в Умео в очень стандартном вагоне и теснота меня просто поразила. Но вот нашла картинку купе 1 класса:
В Голландии таких поездов нет — тут всю страну можно проехать за 4,5 часа с севера на юг или за 2,5 — с запада на восток (это если на поезде; на машине быстрее).
Как минимум в Австрии и Италии самые дешёвые вагоны являются аналогами плацкарта, на мой взгляд худшими.
Боковушек нигде нет, так как вагоны узкие.
Вот так выглядит вагон с шестью койками: raildude.com
Как видим, в отличие от плацкарта нет багажных полок и столика.
Самый же трешовый вид, и прямой аналог плацкарта, это полу-сидячие, полу-спящие купе с выдвижными сидениями. У них стеклянные двери и два ряда сидений, которые выдвигаются вперёд. В итоге, когда такое купе полное, шесть человек лежат валетиком, и если человеку нужно выходить, то остальные встают. Либо можно ехать сидя, но такие поезда ходят ночью и идут долго, поэтому все всё равно пытаются поспать. Выглядит такое купе вот так: reidsguides.com
Но с 6 людьми я фотографии не нашёл.
Обычно, это самые дешёвые поезда, хотя на скоростной поезд в случае распродажи можно купить билет за те же деньги.
В Польше ночные поезда TLK имеют в составе "спальные вагоны". Крайне страшное место, особенно в летний период. Кондиционер чаще всего - спущенное вниз окно. При этом из-за шума спать невозможно, а если закрыть - слишком душно.
Такие поезда использовать можно в случае, если нет альтернативы в виде Intercity Express Premium.
Не смотря на распространенное мнение в Европе есть плацкарты. Поезда с плацкартами ходят на длинные настояния и в ночное время. Лично ездили из Германии в Данию. Большой разницы с российскими плацкартами не заметил.