Дизайнер одежды, основатель бренда Mako · 24 февр 2023
"То не злато, не серебро..."
В последний год наша новостная лента явно оставляет желать лучшего. Многие россияне столкнулись с рядом противоречивых чувств, в том числе с чувством вины и стыда за действия властей. И, безусловно, в потоке переживаний о том, что весь мир отвернулся от твоей страны, довольно сложно вспомнить о богатстве собственной материальной культуры, о мастерстве русских ремесленников, чьи работы дошли до наших дней. Сегодня на примере Костромской губернии я бы хотела напомнить о том, что ещё каких-то 150-200 лет назад в сёлах и деревнях при свечах русские мастера создавали удивительные украшения и наряды.
Кострома – город на Волге. Именно по этой причине главными и самыми распространенными украшениями здесь были жемчуга, которые с радостью носили местные красавицы. Их доставляли сюда не только из разных частей России, но и из заграницы. Жемчужные ожерелья носили по праздникам и знаменательным событиям. Ни одно свадебное украшение не обходилось без жемчуга. Почти во всех случаях девушка на свадьбу надевала сразу все жемчужные ожерелья, которые у неё были: при наличии богатого приданого их могло быть 30-40 нитей. Самый простой жемчуг в XIX веке стоил ещё дороже, чем сейчас, поскольку шлифовался вручную простыми инструментами.
Девушка в кокошнике. Костромская губерния, город Галич. Конец XIX века. Фото из архива Н. Л. Шабельской
Следовательно, на свадьбе на девушке могло быть надето всё семейное состояние. Безусловно, спросом также пользовались украшения из серебра и золота. Однако наравне с жемчугом в Костроме ценили драгоценные и полудрагоценные камни, самоцветы. Чаще всего их не носили в чистом виде, а использовали для украшения головных уборов, манжет, нагрудников.
Женщина в народном костюме. Костромская губерния, город Галич. Конец XIX века. Раскрашенное фото из архива Н. Л. Шабельской
Но главным достоянием Костромы были всё же головные уборы. Здесь делали и носили одни из самых больших и высоких (наряду с нижегородскими) кокошников во всей России. Тип такого кокошника назывался «однорогий» или «костромско-ярославский», и он стал особой визитной карточкой губернии. Нигде больше не делали ничего подобного, поэтому если в народном костюме присутствовал высокий (иногда до 50 см) конусовидный островерхий кокошник, то сомнений не было – его владелица из Костромы.
«Старшая дочь поклонилась отцу в ноги, да и говорит ему первая:
–Государь ты мой батюшка родимый! Не вози ты мне золотой и серебряной парчи, ни мехов чёрного соболя, ни жемчуга бурмицкого, а привези ты мне золотой венец из каменьев самоцветных, и чтоб был от них такой свет, как от месяца полного, как от солнца красного, и чтоб было от него светло в тёмную ночь, как среди дня белого».
С. Т. Аксаков, сказка «Аленький цветочек», 1858 год
Девичий головной убор: венец. Костромская губерния. Начало XIX века
Каркас кокошника делали из бересты, затем его обтягивали толстой кожей, после накладывали ткань в качестве уплотнителя, например, бортовку или сукно. Изнутри и снаружи всё отделывали бархатом, шёлковым сатином или парчой, иногда всем сразу. Парча богато расшивалась узорами из золотых, серебряных и шёлковых нитей. Все праздничные и свадебные головные уборы (не только кокошники) расшивали мелким бисером и жемчугом, драгоценными камнями и горными минералами, кристаллами и самоцветами. На камнях не экономили: использовали рубины, изумруды, сапфиры, цветные топазы и ониксы, гранаты, цитрины и многие другие.
Изготовить подобный головной убор могли лишь самые лучшие мастерицы – мастерицы-кокошницы. В обществе они имели особый привилегированный статус и были очень уважаемыми людьми. Сейчас это можно сравнить не просто с успешным дизайнером, а с создателем бренда haute couture. Кокошницы учились и набирались опыта много лет и работали только с дорогими материалами, в результате чего воспользоваться услугами такого мастера мог лишь узкий круг людей. Более того, на изготовление крупного кокошника уходило от 6 до 12 месяцев!
Крестьянка в праздничном наряде. Костромская губерния. Первая четверть XIX века. Фото из архива Н. Л. Шабельской
Сколько же стоил такой кокошник? По данным из книги исследовательницы костромского костюма С. Д. Масалёвой «на средства Губернской коллегии по охране памятников искусства и старины приобретены были: бархатный кокошник, шитый золотом (8 тыс. рублей), шитая золотом с камнями и жемчугом золотая повязка (5 тыс. рублей), 12 старинных головных уборов (8 тыс. рублей), шитых шерстью и золотом (1 тыс. рублей)». Речь идет о головных уборах первой половины XIX века, то есть времён Костромской губернии. В переводе на современные деньги тот самый «бархатный кокошник, шитый золотом» стоит примерно 8 528 000 рублей!
Кокошник с драгоценными камнями. Костромская губерния, город Галич. XVIII век
В 2019 году я проводила в рамках обучения в вузе большое исследование по истории костюма костромской губернии. Помимо текстовой части работы, необходимо было сделать реплику костюма, повторить его настолько точно, насколько возможно.
Формы кокошников различных русских губерний по рисункам Е. Н. Федорченко
Решение делать кокошник в качестве реплики было принято, когда стало понятно, что единственный предмет в костюме, которой придумали в Костроме и которого нет больше ни в одной другой губернии – это однорогий свадебный кокошник. Остальные части костюма были распространены по всей центральной России и не несли в себе особой уникальности и ассоциации с конкретной губернией. Выбор пал на кокошник из коллекции Натальи Леонидовны Шабельской по одной причине: только у него были качественные фотографии спереди и сзади. Остальные костромские кокошники сфотографированы либо плохо, либо только спереди, а посмотреть в Москве вживую ни на один из них нельзя, их просто нет. Ближайшие экземпляры находятся в Санкт-Петербурге и в самой Костроме.
Кокошник из архива Л.Н. Шабельской. Вид спепеди. Четвёртая четверть XVIII — первая четверть XIX века
Наталья Леонидовна Шабельская (1841 – 7 января 1904) была женой самого крупного землевладельца Харьковской губернии и большую часть жизни занималась коллекционированием и сохранением предметов русского народного искусства, в частности костюмов, вышивок, прялок и т.д. Её дело продолжали две дочери, которые стали профессиональными реставраторами, художниками и специалистами в области декоративной вышивки, а позднее работали на Поля Пуаре в Париже, выполняя сложную отделку и декор платьев. Предметы из коллекции Н. Л. Шабельской хранятся в музеях по всему миру, в том числе в России, США, Франции.
Кокошник из архива Л.Н. Шабельской. Вид сзади. Четвёртая четверть XVIII — первая четверть XIX века
Этот кокошник долгое время хранился в Бруклинском музее (США), затем в 2010 году был передан в закрытое архивное собрание Музея Метрополитен в Нью-Йорке, где находится по сей день.
Материалы, использовавшиеся для изготовления реплики: шёлковый сатин, натуральный бархат, бортовка, золоченая итальянская парча, натуральная кожа, сетка, итальянское шёлковое кружево, пробковое дерево, тесьма трёх видов, плетёный шнур трёх видов, металлизированный шнур, японский бисер с типом покрытия «шёлковый сатин», японский речной жемчуг, японские и чешские кристаллы, японские бусины из нефрита, сердолика, цитрина, авантюрина, розового и рутилового кварца, стразы Сваровски, горный хрусталь, розовый топаз, стеклянные бусины, шёлковая нить, хлопковая нить, мононить, леска, клей.
На кокошник ушло около 130-150 часов работы. Некоторые его части были сделаны в более упрощённом варианте, так как на его изготовление был отведён всего ОДИН месяц. В современных условиях на такую работу в нормальном режиме должно уходить не менее трёх месяцев.
Фотосессия проходила в московской усадьбе Кусково, где в XVIII веке жили графы Шереметьевы. Кокошник несколько раз выставлялся как экспонат на частных выставках и маркетах, участвовал в перформансах и выступлениях. На данный момент хранится в моей коллекции.
Кокошник на персональной выставке, 2021
Напоследок фото ради смеха времён самоизоляции 2020. Картина К. Е. Маковского "Молодая невеста", 1890 г. vs Невеста с приданым на карантине", 2020 г.
Но покоробило про стыд. Идет попытка передела мира ЖУЛИКОВ. ПриХватизированные богатства России загранишное жулье пытаются отнять у нашего и поделить. И выбора у россиян просто нет. Потому, что им место не отведено в этой жизни. И они вынуждены отвоевывать свое право на жизнь. Почему д б стыдно за жадного гинеколога влезшего в политику?