Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Fashion аналитик. Автор ТГ-канала и подкаста...  · 9 февр 2023  ·
fashionprokachka

10 правил создания подкаста

Я делаю свой подкаст Fashion прокачка уже почти три года (это не считая подкастов для сторонних заказчиков, участия в других проектах в качестве гостя-эксперта, моих экспериментов в почившем Clubhouse и еженедельных эфиров в Телеге). Поэтому ко мне часто приходят знакомые с просьбой проконсультировать, как это делать. Я с удовольствием делюсь своим опытом. А теперь и с вами тоже. Итак, 10 правил создания подкаста.
1.       Выбираем темы и аудитории.
Самое главное правило любого публичного начинания – понять, для какой аудитории вы делаете свой продукт. В данном случае подкаст. Ну, это чтобы не разочаровываться потом, что слушает только ваши мама, близкий друг и собака. Если подкаст на тему, которая интересует вас, и вы планируете погрузиться в нее сами или при помощи экспертов, то обязательно сформулируйте для себя, а потом и для всех остальных - о чем подкаст, чем он будет полезен или приятен и для кого конкретно
Мой подкаст возник из двух желаний – во-первых, люблю поговорить, во-вторых, хочу делиться полезной информацией с профессиональным сообществом (уже сформированным на тот момент моим ТГ-каналом и публичными выступлениями) - когда выступлений на деловых мероприятиях уже мало, а желания делиться полезностями и общаться с другими экспертами – выше крыши. Соответственно, я четко знаю, что мой подкаст полезен для тех, кто работает в индустрии моды, для кого это работа и бизнес. И его главная миссия – именно полезность. Хотя в последнее время начинаю размышлять о чем-то развлекательном, но пока эту мысль не докрутила до конца.
2.       Выбираем формат.
Теперь нужно определиться, в каком формате вы будете вещать. Это будет монолог? (тогда придется во всем разбираться глубоко самому) Или диалог с гостем? (тогда можно приглашать экспертов по продажам на маркетплейсах или по стоянию на гвоздях и задавать им интересующие тебя вопросы) Или у вас будет постоянный соведущий, с которым вы будете просто «трындеть» на заданную тему? (но тут точно надо быть уверенным, что у вас и у партнера по подкасту это хорошо получается). Здесь же определимся с хронометражем. Оптимальная длительность эпизода – 20-30 минут. Дальше уже сложнее со временем у вашего потенциального слушателя. Только если он не гуляет по три часа с собакой или не стоит столько же времени в пробках и использует это время для прослушивания. Большинство готовы выделить именно 20-30 минут.
Приведу пример тем и формата моего 4 сезона. 
Во-первых, я сократила хронометраж эпизода (раньше было по 50-60 минут) и более того – вынесла это в описание, сделав «фишкой»: «Блиц-интервью с лучшими консультантами и экспертами российского рынка fashion на самые актуальные для брендов темы. Пять вопросов и пять ответов по существу всего за 20 минут – только полезное, только хардкор». Плюс моя внутренняя задумка была приглашать в качестве гостей консультантов, что в большинстве эпизодов и получилось. Соответственно, темы:
3.       Выбираем название, делаем обложку, находим джингл.
Чтобы понять, какие названия приняты в подкастах, просто зайдите на любую платформу, где они есть, и выпишите. Это для вдохновения. Часто названия построены на игре слов, переиначивании каких-то крылатых выражений или мемных фраз. Не пожалейте времени для брейншторма – поищите название вместе с друзьями.
Сделайте текстовое описание подкаста – коротко, о чем, для кого, какая фишка (если есть). Удивительно, но мало кто это делает, и поэтому порой очень сложно ориентироваться в подкастах, когда ищешь что-то новенькое послушать.
Сделайте привлекательную, цепляющую глаз обложку. Еще пару месяцев назад я бы порекомендовала воспользоваться услугами дизайнера или потыкаться самому в Canva, но сейчас призываю попробовать нейросетку DALLE. Главное – интересно сформулировать. Ну и дальше можно поиграть образами и вариациями.
Джингл – это короткий музыкальный отрывок, который звучит в начале и в конце каждого эпизода, иногда в середину вставляют еще короткие музыкальные отбивки, чтобы «разбудить» слушателя или «разбавить» вещание. Можно воспользоваться библиотекой бесплатных джинглов, которые не обременены авторскими правами (просто загуглить «бесплатные джинглы»), а можно попросить знакомого музыканта или диджея намутить вам мини-трек (но тут придется с них брать согласие на использование, иначе, если вы вдруг начнете зарабатывать на вашем подкасте большие деньги, автор к вам-таки придет и заявит свои права на часть дохода от рекламы).
4.       Записываем трейлер.
Трейлер – это знакомство аудитории с вашим подкастом, с его концепцией и идеей. Здесь вам пригодится то, что вы уже написали о подкасте в тексте, но теперь можете расширить в звуковом формате. Представьтесь, расскажите немного о себе, на какую тему и почему вы решили делать подкаст, какие планы у вас по темам (немного спойлеров не помешает), в каком формате это все будет. Здесь уже используете ваш джингл. Это как фирменная меточка, аудиобренд. Трейлер обычно делают перед запуском самого подкаста и далее – перед запуском каждого нового сезона. Хронометраж  - 1-2 минуты. Трейлер моего 4 сезона можно послушать тут
5.       Составление плана сезона.
Решите, сколько эпизодов будет у вас в первом сезоне, запланируйте темы, составьте расписание, чтобы не «зависать» и продвигаться вперед. Писать раз в неделю – оптимальный график, который будет вас всегда держать в тонусе. К каждому эпизоду составляйте план. Это могут быть вопросы к гостю или просто список того, о чем хотели поговорить с соведущим или сами по себе. Не ленитесь искать какие-то интересные факты, подкреплять ими ваши размышления. 
6.       Где писать?
Самый бюджетный вариант, если вы пишетесь монологом и без гостей – программа Audacity, разобраться там будет довольно легко. Если у вас есть соведущий и приглашенные эксперты – пишитесь в Zoom. Лучше всего попросить всех участников также дублировать запись своего голоса еще и на диктофон (есть в любом смартфоне). Для стартового эксперимента вполне подходящий вариант. Не ищите идеального звука, главное – начать делать, дальше можно подкорректировать.
Если готовы потратиться, можно писаться и в студии. Как правило, там делают все «под ключ» вместе с монтажом. Качество звука будет гарантировано высоким. Бюджет разный, сейчас можно найти студию от 2000 руб. в час, плюс монтаж. Из минусов – надо ехать каждый раз в студию и тащить туда гостей.
7.       Как монтировать?
Можно научиться монтировать самому. Это не очень сложно и может пригодиться и в дальнейшем в каких-то других проектах. Работать со звуком можно, например, в том же Audacity, или в любом другом простом редакторе звука. Все гуглится.
Можно найти монтажера, для начала бюджетного. Стоимость работ может начинаться от 2000 руб. Это может быть, кстати, кто-то из друзей музыкантов, да и вообще поспрашивайте вокруг, обязательно найдется кто-то, кто умеет. Вместе вырастите. Востребованные монтажеры с опытом стоят дороже, от 5000 руб. за выпуск. 
8.       Куда и как выкладывать?
Я встречала подкасты и просто в Телеге – публикуется аудиофайл, но это актуально, если вы изначально находитесь уже в каком-то сообществе, у вас есть аудитория (например, студенческая группа). Однако тут вы себя ограничиваете – в сообществе не появляются новые слушатели, которые просто ищут какие-то новые подкасты. 
Так что лучше – классический вариант – регистрация на подкастерской платформах (хостингах) Mave.digital (я пользуюсь этой) или Podcast.ru – там все супер удобно и есть классная аналитика прослушиваний и аудитории. Слушатель может послушать подкаст или прямо на этой платформе (там встроенный плеер) или перейти на ту, куда выкладывается подкаст (Яндекс.Музыка, VK, AppleMusic, Google Podcasts, SoundCloud). 
Регистрация на хостинге – бесплатная. Он генерирует специальную ссылку RSS, которая необходима для размещения на прочих площадках. Внутри RSS-ссылки находятся все данные по вашему подкасту: название, описание общее и каждого эпизода, ссылки на выпуски и прочее. В целом, в технической части все, что нужно сделать, это выбрать хостинг, загрузить туда хотя бы один выпуск подкаста и отправить один раз сгенерированную RSS-ссылку в как можно большее число аудио-сервисов. На площадках единоразово проходит первичная модерация и интеграция, а дальше вы только заливаете новые выпуски на хостинг, и он автоматически (в течение 1-4 часов) подгружает их на всю созданную вами сеть.
9.       Совершенствуйтесь.
Начав писать подкасты, не стойте на одном месте. Собирайте обратную связь от слушателей, мнения, интересующие темы. Слушайте другие подкасты, подмечайте, что вам в них нравится, а что нет, интегрируйте лучшее и релевантное в свой подкаст.
10.   Продвигайтесь.
Обязательно анонсируйте запуск и каждый новый выпуск подкаста на всех доступных вам площадках – в своих соцсетях, в соцсетях ваших гостей, друзей, в релевантных ТГ-каналах (не бойтесь предлагать партнерства).