Вчера мы записывали новостной выпуск и Яков сказал, что новость об уходе Condé Nast и закрытии Vogue — абсолютно не интересна. Вынуждена с ним НЕ согласиться.
Мне со школы твердили, что модная журналистка — это не серьезно, а мода в целом — не профессия, но НИКТО из этих людей никогда а) не читал хорошего глянца, а держал в руках дай бог «Космо»; б) не работал там и дня и не представляет, что вообще может скрываться за рекламными бюджетами и очередной статьей про похудение.
Откатимся на несколько десятков лет назад. 1998 год, Алёна Долецкая, блистательный журналист и гениальный медиаменеджер, а ещё очень образованная и умная женщина, становится главным редактором российского Vogue. «В России наконец» — такой вынос появился на обложке с Кейт Мосс на фоне Кремля. Так в Москву приходит эпоха качественного глянца, не просто раздающего советы что носить и как выглядеть, но рассказывающего об искусстве и музыке, о талантах в бизнесе и политике… Глянца, идущего (пусть не совсем точно и вовсе не всегда) но в ногу со временем. Съёмки моды наконец-то превратились в искусство, к нам в Россию поехали мэтры фотографии и стиля, индустрия начала учиться и развиваться. Конечно, как и везде были свои взлеты и падения. Когда «убрали» Долецкую и главредом стала Виктория Давыдова, Vogue посыпался… и тогда в начале 2010-х впервые заговорили о смерти глянца. Но он никак не умирал, а лишь адаптировался к ситуации. Медиахолдинги стали развивать сайты и новые форматы для своих брендов-гигантов, начали появляться независимые классные СМИ вроде Buro24/7 или TheBluePrint. Но знаете, что сохранилось?
Когда-то великая Диана Вриланд (главред американского Vogue в 1963-1971) сказала такую фразу: «Vogue всегда радел за повышение качества жизни для людей. Я говорю о том, что новое платье ничего вам не даст. Важно, какую жизнь вы проживаете в этом платье, и какой была ваша жизнь до него, и что вы будете делать в нем дальше». Она делала журнал не для домохозяек, которым нечем было заняться в ожидании детей из школы. Она делала журнал для женщин, стоящих карьеру и бизнесы, становящихся примерами не только для своих детей, но и для эпохи.
Однажды Вриланд опубликовала в Vogue невиданный по тем временам снимок с показа Courrèges. Между брюками и топом был виден…пупок. Диана столкнулась с ужасной критикой, мол теперь такой журнал надо прятать от сыновей и мужей… но она знала, что она и ее журнал — рупор. Диана говорила, что изучает новое только тогда, когда сталкивается с ним. Ее ответ был категоричен: «Да о чем мы говорим, ради всего святого, об угождении буржуазии Северной Дакоты? Мы говорим о моде — идите с ней в ногу!»
Когда-то журналы стали рупором и для меня. И дело не в том, что ты указываешь человеку что ему носить и как жить, ты рассказываешь об опциях и вариантах и наблюдаешь, как он принимает решения.
Полистайте обложки Vogue из разных стран, которые, например, выходили во времена Второй Мировой, различных кризисов или…пандемии. Vogue Italia тогда сделали обложку просто белой, а британцы разместили на 12 разных обложках потрясающей красоты пейзажи. Или прошлогодний майский выпуск российского Vogue с пробирающей до мурашек съёмкой от Эми Америки про задержания на митингах и выносом «Услышьте нас!»
Вы все ещё думаете, что качественный глянец — это исключительно про одежду и косметику?
На втором курсе я писала курсовую про «Жанры фотожурналистики в современных глянцевых изданиях на примере Marie Claire Russia». Я изучала снимки из горячих точек, из бедных африканских стран..оттуда я узнавала про колоритную неделю моды в Конго, о подвигах врачей без границ, о талантливых художниках с «ограниченными» возможностями. И о многом другом..
Нет, глянец никогда не был лишь красивой оберткой. Сейчас я держу в руках последний (на данный момент не известно, возобновит ли выпуск журналов в России Vogue) номер своего любимого журнала. Выпуск про тело.
Казалось бы такая «заезженная» тема, но некоторые материалы буквально открыли мне глаза на то, как сложно живётся плюс-сайз индустрии, как вообще можно и нужно принимать своё тело, что система, придумавшая «уродство» полноты наконец-то сдаёт сбой… для кого-то, конечно, ерунда, но я нахожу в этом поддержку.
Печатные издания закрываются по всему миру. Причина банальна — эффективность рекламы в Инстаграм у блогеров намного выше. Аудитория Vogue и даже Cosmopolitan в России за последние 5 лет сократилась в два раза.
Но!
Многие специалисты, и я разделяю их точку зрения, предсказывали, что глянец не умрет полностью. Он трансформируется. Вместо ежемесячных номеров мы бы получили альманахи, выходящие раз в полгода. «Производственные» ресурсы классных журналистов полностью бы сосредоточились на том, чтобы выдавать более качественный контент на сайтах и в соц сетях. Этот мир продолжал бы свою жизнь, потому что она намного важнее и нужнее, чем кажется обывателям.
Нам всем сейчас так не хватает надежды на лучшее и мечты о будущем. Глянец, как никто, умел и умеет эту мечту внутри зарождать.