Интернет-маркетолог с 10 летним опытом.
Соосновате... · 13 сент 2022
Как протестировать идею стартапа за 5255,44 рублей
Привет, с вами Дима из «Эй, Стартапер!», и сегодня я расскажу вам, как мы протестировали идею стартапа чуть больше, чем за 5000 рублей. Ещё мы тратили своё время и время своих друзей, но его мы в деньги не переводили. Иначе заголовок был бы не такой привлекательный :)
Важное замечание перед прочтением статьи
Есть куча фреймворков, как протестировать идею стартапа, какие шаги нужно сделать и что учесть. Мы попробовали сделать это максимально дешево и просто. Конечно, мы могли упустить что-то очень важное и выводы могут быть совсем другими. Но мы постараемся объяснить почему сделали именно так. Вы же всегда можете поучить нас в комментариях:)
Идея
В США существуют такие сервисы, где малый бизнес может получить какие-то маркетинговые услуги по подписке. Это может быть ведение соцсетей, email рассылки. Т.е. уже готовые стандартные штуки, с которыми можно быстро стартовать и значительно сократить расходы на маркетинг.
Вот пример из первой страницы гугла:
Social Media Services | Social Media Marketing…
Need help with social media management? Trust WebFX, a social media services provider that's…
www.webfx.com
Наша идея состояла в том, что в России достаточно много локальных бизнесов и самозанятых специалистов, которые очень любят своё дело, но не очень любят разбираться в маркетинге. Из-за обилия предложения в нижнем ценовом сегменте, получить некачественную работу очень просто. А кто-то просто не готов платить за ведение соцсетей 10-40 тысяч ежемесячно, т.к. это ломает всю экономику их «бизнеса».
Поэтому мы решили предложить малому бизнесу дешевую услугу по регистрации и оформлению сообществ, которую могут предложить не только лишь все фрилансеры. Всё это за счёт готовых шаблонов дизайна для соцсетей, шаблонов постов и всего такого. Платим дизайнеру несколько тысяч за шаблон оформления и продаем сотням бизнесов. Профит!
Анализ рынка
У нас не нашлось примера в России, кроме Яндекс.Бизнес или сервисов, где какие-то части идут вместе с подпиской на сервис (типа, шаблонов писем). Первый сигнал, что это особо никому не нужно или люди еще не готовы. Но мы же прогрессивные стартаперы и верим в свою идею, поэтому идём дальше.
Малого бизнеса в РФ достаточно для того, чтобы получить много миллионов рублей выручки. А мы еще нацелены и на самозанятых.
Можете посмотреть Данные Росстата за 2020 год. Больше 1,5 млн. малых и микропредприятий и выручка порядка 26 трлн. рублей. Есть, где развернуться со своим небольшим сервисом.
Кастомер девелопмент/ интервью с потенциальными потребителями.
Конечно, мы его не делали. Разве настоящие стартаперы не знают лучше, что нужно потребителям?
А на самом деле это займёт больше времени, чем собрать лендинг и протестировать всё на реальных пользователях. Тем более, к нам часто обращаются небольшие бизнесы и мы примерно знаем их проблемы и потребности. Иначе откуда бы мы решили, что это может сработать.
Мы хотим просто протестировать потенциальный спрос, а идея сервиса достаточно проста, значит мы идём сразу считать сколько денег мы сможем заработать.
Расчёт юнит-экономики
Куда же без него:) Скажу сразу, что считали мы очень грубо, без налогов, первоначальных затрат на дизайн, разработку и всё такое. Во-первых, мы придерживаемся мнения, что при большом количестве платных подписчиков расходы на разработку, ФОТ и прочие расходы должны стремиться к нулю. Конечно, если это не сервисный бизнес, где нужно масштабировать команду с ростом количества пользователей. Пример — Skyeng. Чем больше людей изучают английский на платформе, тем больше нужно преподавателей, саппортов и т.д. Мы же мечтаем о почти что автоматизированной платформе, которая просто приносит нам деньги.
SMM999 Юнит-экономика
Лист1 Реалистичный сценарий Пользователи,Конверсия,Покупки,Доход с пользователя,Средний…
docs.google.com
Вы можете посмотреть примерный файл с разными сценариями. Что характерно: при любом сценарии мы в плюсе. Значит, можно спокойно запускаться, а по пути подкручивать экономику и заниматься гроусхакингом, попивая смузи в коворкинге.
Готовим лендинг
На основе своего богатого опыта и не обремененные касдевами, быстро делаем лендиг на Тильде. Кстати, вот он.
Название тоже выбирали из первых пришедших в голову в лучших традициях БМ с цифрами.
Чтобы лендинг выглядел максимально серьезно, просим нашего товарища записать видео для тех, кто не привык скролить вниз. Кстати, смотрели его не особо активно.
Больше сказать о лендинге нечего. Он максимально прост для того, чтобы понять насколько сильна потребность в нашем сервисе. Спорный аргумент, но как есть.
Платное продвижение
Для первых тестов мы выбрали рекламу вконтакте. Там проще найти тех, кто нам нужен. А нацелились мы на владельцев небольших сообществ. Идея состоит в том, что они пробовали развивать свои соцсети, но что-то пошло не так. И тут-то мы им и предложим наш мега-сервис.
Майнд-карт мы не делали, но у нас их больше 200, т.к. мы использовали этот лендинг в качестве тестового задания, когда искали начинающих маркетологов:) Нам просто осталось отсечь лишнее.
Собрали порядка 15 аудиторий, например, пекарни, автосервисы, стоматологи, производства и т.д. Подготовили стандартные креативы и креативы с плохим дизайном. Опять же придерживаясь фокуса на полезности продукта, а не на красивой обертке. Кто-то скажет, что это не правильно. Но мы всегда готовы оспорить это в комментариях.
Также мы запустили пару объявлений по стандартным интересам, вроде бизнеса. С них был самый дешевый трафик и приблизительно 0 конверсий.
Прекрасные в своей простоте креативы
Результаты
Мы потратили 5255,44 р., получили 313 кликов и 3 лида. Всем перезвонили, пообщались и окончательно поняли, что мир еще не готов к нашему прекрасному сервису в таком исполнении. Да и стоимость лида была значительно выше запланированной.
В платном продвижении мы придерживаемся мнения, что на старте стоимость лида и платного пользователя должна быть гораздо ниже запланированной. Иначе, при масштабировании, мы столкнемся с ценой привлечения (или CAC) улетающей в небеса и горизонтом окупаемости гораздо дальше, чем наше банкротство.
Статистика объявлений за которую нас будут ругать настоящие таргетологи :)
О чём ещё не рассказали
В статье были планы написать, как мы планировали делать тестовый онбординг, первые продажи и всё то, до чего не дошли. Возможно, в одном из следующих тестов идеи какого-нибудь стартапа мы обязательно кому-нибудь что-то продадим и поделимся с вами всеми подробностями. А интересующие вопросы вы всегда можете задать под статьей.
Выводы
У нас появилась идея крутого сервиса, мы её быстро протестировали и сэкономили сотни тысяч рублей. Совершили кучу ошибок начинающих стартаперов, не учли тонну факторов и вообще могли сделать лучше. Но мы готовы были вложить только немного времени и еще меньше денег. Считаем задачу выполненной, а любопытство удовлетворенным.
Если бы у нас были серьезные планы и серьезные ресурсы, то мы бы начали с предоставления бесплатного сервиса, сделали бы крутой лендинг и задействовали другие каналы привлечения. Но это уже совсем другая история.
П.С. Если кто-то видит потенциал в этом сервисе, готов личным примером доказать, что можно сделать лучше — пишите. Мы с удовольствием поделимся всеми материалами, дадим вам лендинг и пожелаем удачи.
А так же не забывайте подписываться на наш самый ненавязчивый телеграм-канал https://t.me/youngfounder