Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Физик, кандидат физико-математических наук...  · 13 мая 2022

СПАСЕНИЕ «САЛЮТ-7». ЧАСТЬ II.

Запуск космического корабля «Союз-Т-13» был назначен на 6 июня 1985 года в 10 часов 39 минут московского времени. Проблемы начались сразу: из-за ошибки на Земле вместо блока очистки воздуха был подключен блок выработки кислорода. Давление начало расти и возникла угроза пожара. Экипаж вовремя заметил и устранил ошибку.
Восьмого июня 1985 года в 11 часов утра по московскому времени экипаж увидел станцию «Салют-7» в иллюминаторе. Когда до станции оставалось 1,5 километра экипаж перевел корабль на ручной режим пилотирования. При сближении со станцией обнаружилось, что космический корабль подходит к ней со стороны нерабочего стыковочного узла. Нужно совершить облет станции. В.П. Савиных просчитал маневр. 
Никто и никогда до того момента не выполнял стыковку космического корабля с неуправляемым объектом. Если бы стыковка не получилась, то «Салют-7» через 2-3 дня упал бы в Тихий или Индийский океан, а космонавты вернулись бы на Землю. То, что сделал экипаж В. Джанибеков, В. Савиных в ручном режиме затем вошло в учебники. Стало ясно, что можно «подплывать» и ремонтировать любые объекты в космосе.
Когда космонавты перешли на станцию, стало ясно, что «Салют-7» не разгерметизирован и не отравлен угарными газами. Но не работала система ориентации солнечных батарей, из-за чего не работала система электропитания станции. Температура на станции была около 4 градусов тепла. 
В комбинезонах, шапках и варежках космонавты по очереди работали на борту станции, пытаясь запустить «умершие» системы. 
На четвертый день полета с помощью двигателей корабля «Союз Т-13» удалось развернуть солнечные батареи станции к Солнцу. Пришлось долго разбираться с химическими батареями, чтобы с их помощью начать заряжать солнечные.Это был ключевой момент: если бы батареи неожили, то станцию пришлось бы покинуть. 
Но самый страшный момент, по воспоминаниям космонавтов, случился тогда, когда начал таять лед, покрывавший станцию изнутри. В условиях невесомости влага покрыла стенки станции пленкой, в любой момент могло произойти замыкание и пожар. Чтобы справиться с влагой в ход пошло все, что было под рукой. 24 июня 1985 к станции пристыковался грузовой космический корабль «Прогресс», на котором среди прочего было огромное количество вафельных полотенец. Пожара удалось избежать.
Кроме восстановления станции космонавты занимались выполнением научных экспериментов согласно программе полета. Так прошли 100 дней полета, которые медики разрешили В. Джанибекову пробыть в космосе. 18 сентября 1985 года на станцию прибыл корабль «Союз Т-14» с космонавтами Г. Гречко, В. Васютиным и А. Волковым. И 26 сентября 1985 года Георгий Гречко и Владимир Джанибеков на «Союз Т-13» вернулись на Землю, а Виктор Савиных, Владимир Васютин и Александр Волков продолжили работу на станции.
На Земле потом целый месяц решали, наградить космонавтов В. Джанибекова и В. Савиных или наказать, поскольку во время полета они часто не следовали инструкциям и указаниям Центра Управления Полета. В итоге, Виктору Савиных было присвоено звание Героя Советского Союза во второй раз, а Владимир Джанибеков стал генерал-майором авиации. Расследование причин аварии на «Салют-7» установила, что потеря связи со станцией возникла из-за несовершенства системы энергообеспечения станции.