Из детства. Всё родом из детства. Мы выучили до автоматизма реакции, чувства и действия из отношений с близкими людьми в детстве – на их основе мы строим взрослые отношения: деловые, романтические, дружеские, отношения с собой.
Отношения могут нас устраивать или нет, тогда приходит время что-то изменить. Чтобы что-то изменить, надо понять, какой тип привязанности достался именно нам.
На формирование привязанности влияет множество факторов: наличие опекуна, телесные проявления опекуна, вовлеченность родителей в процесс воспитания, субъективные неврологические факторы, качество и количество внимания, наличие травмирующих факторов (разлука, смерть, жестокое обращение и т.д.). Подробнее об формировании привязанности можно почитать в статье кандидата психологических наук профессора кафедры возрастной психологии Авдеева Н.Н https://psyjournals.ru/files/86618/jmfp_2017_n_2_Avdeeva.pdf
В этой статье вы найдете описание 4-х типов привязанности, которые формируются у людей. Их описание и как они проигрываются в отношениях. Внизу тест для определения вашего типа привязанности, список книг и ссылки на интересные статьи по теме. Важно помнить, что тест – это проективная, а не объективная методика.
Надежный тип
Забота о другом и о себе – естественные для человека процессы и они гармонично присутствуют в жизни и применяются к другим людям.
они принимают партнеров такими, какие они есть;
умеют открыто выражать свои чувства и эмоции, не используя манипуляции и силовые методы, а конструктивный диалог, компромисс или иные механизмы;
внимательны к желаниям и чувствам других людей, также как и к своим;
стабильная самооценка;
спокойное принятие критики;
грамотно справляются с конфликтами.
Какое поведение родителя приводит к формированию типа?
Ответственное и внимательное, учитывающее нужды и потребности ребёнка.
Тревожный тип (амбивалентный)
Очень хочет близости и боится, что партнер бросит его, поэтому ставит желания и потребности партнера выше своих, что приносит чувство неудовлетворенности и делает несчастным в отношениях.
Принимает всё близко к сердцу, любое замечание из окружающей среды воспринимает болезненно и на свой счет, тревожится из-за этого.
Чтобы справиться с тревогой прибегает к разным видам манипуляций (истерики, ревность, загадочность), склонны часто звонить и писать партнеру (чтобы проконтролировать, что он рядом и не ушел), несмотря на просьбы так не делать.
Какое поведение родителя приводит к формированию типа?
Непоследовательность в поведении взрослого: чрезмерное опекание сменяется чрезмерной авторитарностью и строгостью. Приходится быть в постоянном напряжении, чтобы отслеживать настроение родителя.
Избегающий тип
Ценят независимость выше близости. Стараются держать дистанцию для сохранения автономии. Не любят говорить о своих чувствах, полагаются только на себя. Любят свободу и максимально оттягивают время, когда нужно брать на себя какие-либо обязательства. А если и берут, то всё равно сохраняют дистанцию, подмечают в партнере малейшие недостатки и ностальгируют о вольной жизни до. Могут мечтать об идеальных отношениях, которых у них никогда не будет.
Не выносят контроля и в «наказание» начинают дистанцироваться и флиртовать на стороне, не учитывая чувства партнера.
Потребность в близости есть, но она сильно подавлена.
Избегают конфликты и любые эмоционально заряженные ситуации.
Какое поведение родителя приводит к формированию типа?
Отстраненность взрослого и эмоциональная не вовлеченность (механическое исполнение родительских обязательств).
Тревожно-избегающий (дезорганизованный) тип
Обычно встречается у людей, переживших насилие. Обладателям данного типа привязанности отчаянно хочется отношений, но они до смерти боятся близости. Их пугает перспектива быть отвергнутыми, при этом они считают, что ничего хорошего им в жизни не светит, потому что они не достойны счастья.
Могут долго добиваться цели (отношений) по типу тревожной привязанности, а потом из страха, что их бросят сами разрушить отношения по принципу избегания боли, чтобы вернуть себе минимальный контроль над ситуацией («не меня бросили, а я сам ушёл»).
Какое поведение родителя приводит к формированию типа?
Абьюзивное, пренебрежительно, унизительное отношение, формирующее страх и тревогу.
Что происходит во взрослой жизни?
По наблюдениям в исследованиях, пары складываются по принципу «тревожный» + «избегающий». Давайте будем честными, для формирования надежного типа привязанности человеку должно сильно повести со средой взросления от рождения до 5 лет, либо у него есть долгосрочный опыт в терапии с хорошим психологом, помогающим выстраивать адаптивные стратегии решения проблем с эмоциональной сферой, зоной решения конфликтов, самооценки и заботы о себе и потребностях в отношениях (к сожалению, исследований, переведенных на русский язык мало, так что ссылка на методы работы психологов со стратегиями людей с разными типами привязанности на английском языке в конце статьи).
Как это происходит? Тревожный тип покорен отстраненностью избегающего типа, начинает вести «охоту» на него, а избегающий местами ценит такое количество внимания к себе. Напомню, что эти типы не умеют решать конфликты, говорить о своих чувствах и выстраивать границы, поэтому через 3-5 лет пары распадаются. Бывают ли исключения? Думаю, лучше спросить, поддается ли тип привязанности корректировке? Да, это возможно. Иногда партнеры исцеляют друг друга, но, как правило, это происходит под наблюдением семейного психолога, либо индивидуальной терапии одного из партнеров, а вслед за ним подтягивается второй партнер, если есть цель сохранить отношения.
Важна среда, в которой мы выросли и типы привязанностей, которые были у членов этой среды. Привет, мамы и папы, бабушки и дедушки. Тип привязанности стоит принимать как данность, с которой можно сознательно что-то сделать.
Как говорит семейный психолог Ирина Пономарёва: «Никогда не поздно иметь счастливое детство».