Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Основательница и куратор «Секспросвет 18+» в Кью.   · 29 сент 2021  · dzen.ru/have_no_sugar

Интервью с Ашей Комаровской, фотографиней, культурологиней, создательницей проектов Slowportrait и Body Language (Part II)

Я взяла интервью у девушек, занимающихся секспозитивным и бодипозитивным творчеством о том, почему они это делают, с какими сложностями сталкиваются и как на их творчество реагируют окружающие. Материала получилось столько, что было принято решение разбить его на отдельные сегменты, посвященные героиням.
Меня зовут Аша Комаровская, я фотографиня и культурологиня. Я родилась на Чукотке, а теперь живу и работаю в Москве. Училась в МГУ, в Литературном Институте имени Горького и в Открытом Британском Университете, получила PhD в культурологии и думала на этом остановиться, но тут открыла для себя транскультурные исследования и, кажется, пропала. У меня есть прекрасный кот Январь, мечта уехать в Израиль и какое-то неиссякающее желание изучать красоту.
Я веду маленький блог про современное искусство в Телеграме и подкаст "Культурный слой" (раньше он был радиопередачей, а теперь выходит как отдельный проект). Но главное, что я делаю - это фотографирую людей, поодиночке и группами, и стараюсь им показать их красоту, не приукрашивая. Свои работы я показываю на сайте и в Инстаграме.
Проект Body Language ("Язык тела") - это логичное продолжение моего прошлого проекта, Slowportrait ("Медленный портрет"), в котором я просто фотографировала живых людей без ретуши и специального позирования. Мы на съемках очень много говорили о внешности и ее восприятии, и после сотни людей, отснятых "как они есть" мне стало интересно побольше поизучать то, как выглядят люди без одежды.
Я не снимаю эротику или порно. То, что, я делаю, ближе к работе скульптора:
я рассматриваю человеческое тело в деталях и фотографирую эти детали отдельно, собирая общую картинку, как паззл. Фотограф может подойти к герою с разных сторон (в то время как герой может увидеть себя в зеркале примерно с одного ракурса), поэтому у меня есть преимущество - я вижу человека сразу целиком и могу его показать разным, многогранным и объемным. И, конечно, красивым. Я правда вижу людей красивыми. И мне нравится, что для того, чтобы они сами себя такими увидели, мне не нужно ничего особенно делать - я не ретуширую, ничего не пририсовываю и не изменяю. Просто делаю общую цветокоррекцию, чтобы все картинки можно было разложить рядом и рассмотреть группой, и все.
Мой проект начался с друга, который согласился поэкспериментировать. У меня довольно мало опыта съемки обнаженных людей вообще, а с мужчинами-моделями этот опыт был вообще нулевым, поэтому вся наша съемка с Э. была сплошным экспериментом. Я не представляла себе, как мужчины реально двигаются, как у них мышцы под кожей ходят, как выглядит их тело, когда они дышат грудью и животом. Это такие простые мелочи, которые правда сложно заметить в чужом организме, если не приглядываться специально, но именно они меня завораживают. Тело как система, тело как организм, тело как арт-объект. Меня поражает то, насколько красивыми нас создает природа, и огорчает то, что мы редко это видим и понимаем.
Меня раздражает табуированность изображений обнаженных людей. Я не понимаю что такого страшного в женской груди и мужской попе. Может, конечно, у меня такое низкое либидо, но я вообще с трудом могу себе представить, что человек неистово возбуждается просто потому, что увидел кого-то без одежды. Но даже если это вдруг так, то это просто проблема редкости встреч с такими изображениями.
Ведь если мы видим голых людей только в порно, то и отношение к любому голому телу будет сразу как порнографии, а если мы привыкли ходить в баню, или там в раздевалку в спортзале, или на нудистский пляж, то обнаженное тело теряет свою запретность и однозначную эротичность, и становится просто телом.
С изображениями обнаженного тела в современной культуре вообще беда, особенно в России. Все на свете маркируют порнографией, а если не маркируют - замазывают, прикрывают и ретушируют до неузнаваемости. Как будто показывать можно только идеально гладкое, холеное, стройное, обложечное. На живые настоящие тела на фотографиях люди часто реагируют негативно, особенно если тела женские - обсуждают, кто как плохо к лету похудел, у кого какого цвета волосы в подмышках и кому какой длины юбки нельзя носить. И все время, все время сравнивают живых людей с нарисованными идеальными моделями. В итоге по улицам ходят девочки и мальчики, стесняющиеся формы своих носов и размеров своих поп. Для индустрии салонов красоты это, конечно, хорошо, но для живых людей - однозначно плохо.
Я фотографирую в Body Language людей такими, какие они есть. Изучаю, как они двигаются и дышат, и как выглядит их тело вблизи и издалека. У меня нет великой цели всех перевоспитать и научить себя любить (хотя я бы, конечно, хотела, чтобы все себя любили), но точно есть цель снять груз постоянной самокритики с человеческого тела. Наши тела очень-очень разные, но каждое по-своему красиво. Складочки на животе - красивые. Веснушки на плечах - красивые. Растяжки на попе - красивые! Вы вообще видели, какие там офигенные золотые волны? Да это круче, чем барханы в пустыне!
Я сфотографировала в этом проекте уже восемь человек, и ни одного некрасивого среди них нет - хотя все разных гендеров, цвета кожи, весовых категорий и роста.
Помимо того, что я фотографирую людей и отдельные части их тел, я еще прошу всех участников проекта заполнить для меня опросник. Там разные вопросы про телесность и отношение к внешности (своей, чужой и чужих людей к телу героя), и про отношение к картинкам, которые герои от меня получили. Пока я просто набираю статистику и узнаю, что люди вообще думают о себе и об окружающих, а после того, как съемки закончатся, хочу опубликовать эту статистику вместе с картинками.
Мне удивительно, например, что люди могут очень не любить в себе, условно, форму носа, но при этом человек с примерно такой же внешностью и ровно такой же формой носа кажется им потрясающе красивым. Я еще на прошлом проекте поняла, насколько разные критерии мы применяем к своей и чужой внешности, и насколько чаще критикуем то, как мы выглядим и "прощаем" свои же недостатки другим. Я хочу сделать картинки со сравнительными рядами, где все-все-все красивые и вот ты, и ты такой же красивый, как все вокруг.
Ну и еще, конечно, репрезентация всех типов внешности важна. Тут как с кино - чем чаще мы видим персонажей самой разной внешности, тем меньше ненавидим и боимся тех, кто внешне от нас отличается. Мне хочется показать, как выглядят люди разных телосложений, разных национальностей, разной внешности. В каком-то плане мой фотопроект - это такая абстрактная баня, в которой оказываются самые разные голые люди, и все по своим делам.
Когда я объявила проект, я думала, что туда никто не придет, потому что сниматься голеньким - страшно и небезопасно. Или что ко мне придут люди, ожидающие, что я им сниму эротики для Тиндера. Но я зря волновалась: пришли прекрасные герои, разделяющие мои ценности и интересы - те, кому интересно изучать свое тело и знакомиться с собой. Возможно, помогло еще и то, что первыми фотографиями, которые я показала, были фотографии мужчины - в итоге ко мне пришли представители почти всех самых распространенных гендеров, а не только моего собственного.
У всех участников есть время передумать про публикацию после того, как я отдаю картинки. Пока передумала только одна девочка, потому что испугалась реакции своих близких. Я ее в целом понимаю: женщине гораздо сложнее показать публично свое обнаженное тело, особенно если оно конвенционально красивое, потому что многие ее сразу заклеймят шл#хой и могут затравить. Мы живем в обществе, в котором принято воспринимать женщину как объект, существующий как приложение к мужчине, и демонстрация своего тела "другим мужчинам" воспринимается как проституция сама по себе.
К мужчинам такие требования не предъявляются, но фотографии
"слишком красивого" мальчика тоже, конечно, могут восприниматься сразу сексуализированно, и публикация условной мужской попы тоже грозит ее владельцу клеймом гея и сексуального работника. Да, забавно, что в этом случае мужчина и его попа тоже рассматриваются в контексте "приложения к мужику" :).
Приятно, что пока все участники, получившие свои фотографии, высказались о них положительно. Были, конечно, комментарии вроде "мне все равно не нравится мой живот, хотя вот тут на фотографии он и красивый", но никто не сказал, что фотографии плохие и их нужно удалить или спрятать. Пока мои герои правда склонны изучать себя с интересом, и меня это очень радует. Посмотрим, что будет дальше.
Окружающие люди относятся к моему проекту по-разному. Многие поддерживают и пишут приятные слова в реакциях на выложенные картинки. Негативные реакции тоже есть, но их пока несоизмеримо меньше, чем я ожидала. Наверное, спасает мой информационный пузырь. :)
Родители опасаются за мою безопасность после дела Юли Цветковой (ведь если могут посадить за рисунок вагины, то за фотографию попы - тем более). Мне, на самом деле, самой тоже страшно делать это все в России, поэтому пока я занимаюсь самоцензурой, замазываю на публикуемых фотографиях соски и стараюсь не выкладывать ничего, что можно прочитать как порнографию (хотя границы тут зыбкие и вероятность огрести все равно велика). Полные версии планирую публиковать уже в книжке с пометкой 18+, чтобы точно себя обезопасить. Конечно, меня невероятно это все раздражает, но что поделать.
Мне уже написали люди из двух иностранных галерей и пригласили сделать у них выставки по итогам проекта. Я собираюсь принять эти приглашения, когда откроют границы и я наснимаю достаточно изображений - кажется, что в европейских странах мой проект примут с большей теплотой и открытостью, чем в России. Но я, конечно, мечтаю о том дне, когда смогу провести выставку Body Language и в Москве, и в Калининграде, и в Перми, и в родном Анадыре.
>> Первая часть интервью с Ашей тут.
>>> Предыдущие интервью из цикла находятся тут.
Фотография+4
Очень понравилась последняя фотография. Спасибо!8
Как помне, там все фотки хороши.