Клинический психолог, эксперт по сексуальному обра... · 15 дек 2022
РОЛИ ВЗРОСЛЫХ
Дети очень хорошо умеют подражать взрослым – родителям, родственникам, учителям, воспитателям. Когда детям становятся не понятны роли и границы в коллективе, но при этом роль учителя, воспитателя – лидер, то дети начинают копировать все действия преподавателя, не обязательно корректные. Например, учитель публично отругал или оскорбил ученика. Дети в таком случае могут копировать поведение учителя, раскручивая его до настоящего буллинга.
Типичный пример – копирование отношений родителей. Если кто-то из родителей позволяет себе оскорбления, насилие по отношению к другому, то ребенок может переносить это поведение в коллектив, даже не понимая, что подобное поведение неприемлемо. Это возможно дома, значит, возможно и в школе. Если ребенок имеет авторитет в коллективе, то он будет «примером» для всех остальных.
Иногда взрослые включаются в детский конфликт и начинают занимать непосредственную роль в них. Знаете такие ситуации, когда мама отчитывает чужого ребенка на детской площадке, если он обижает ее чадо? Важную роль в детском коллективе всегда занимает воспитатель или учитель. Учителя иногда наказывают весь коллектив за какую-то ошибку одного ребенка. Эта ситуация может спровоцировать травлю, в которой педагог занимает ситуацию наблюдателя, ведь «за все надо платить».
К сожалению, иногда учителя могут использовать свое положение, чтобы отыграться на ребенке за конфликт между взрослыми – родителем и педагогом или между двумя педагогами. Если эта ситуация происходит регулярно, то детский коллектив обязательно на это отреагирует. Учитель, имеющий авторитет, может манипулировать коллективом для достижения своих целей.
А вы сталкивались в школе с тем, что учитель провоцировал коллектив на буллинг?