Клинический психолог, эксперт по сексуальному обра... · 30 нояб 2022
ЖЕРТВА? ИНИЦИАТОР? НАБЛЮДАТЕЛЬ?
Мы разобрали, что такое буллинг и его признаки. Какие могут быть роли в ситуации буллинга и как можно помочь детям?
Любую из ролей жертвы, инициатора или наблюдателя может занять любой ребенок. Причиной для преследования может стать все, что угодно – цвет волос, походка, рост, национальность, случайное слово, которое обронил одноклассник в адрес другого.
Если родителю кажется, что его ребенок точно не может участвовать в буллинге, то это не так.
• Если ребенок-агрессор, т.е. инициатор С такими детьми в школах редко умеют работать. Попытайтесь разобраться в причинах поведения, что сейчас происходит с ребенком. Возможно, когда-то у него была ситуация насилия или травли, и буллинг – способ адаптироваться в коллективе и занять там свое место, попытка проявить свою силу. Часто такие дети не умеют по-другому показывать свои лидерские качества, не понимают, как выразить эмпатию, не знают, какие границы могут быть в коллективе и как их соблюдать. С помощью доверительных отношений со значимыми взрослыми или через работу с детским психологом ребенок всему этому научится.
• Если ребенок-жертва, т.е. пострадавший Такому ребенку нужна не просто жалость, а поддержка. Взаимодействие в рамках команды, где он сможет активно учиться отстаивать свои границы и получать помощь, если в ней нуждается. Такие дети часто не могут адекватно оценить себя и свои возможности, и, получив негативный опыт в одном коллективе, уже не пробуют взаимодействовать с другими. Им необходим навык обращения за помощью и выстраивания личных границ.
• Если ребенок-наблюдатель Дети в такой позиции часто нуждаются в поддержке, они боятся высказать свое мнение и проявить согласие или несогласие. Значимый взрослый может поддерживать инициативы от ребенка, говорить ему, что они важны, что его мнение имеет силу.
Есть еще одна роль. Ребенок может находится в «свите» агрессора, но при этом и не быть пассивным наблюдателем. Такие дети испытывают сильный страх перед агрессором, поэтому присоединяются к нему. С ними важно учиться работать в группе, предлагать занимать разные роли – наблюдателя, лидера, участника.
Это миф, что буллинг – история школьная, и когда прозвенит последний звонок, то все закончится. Такие ситуации могут продолжаться в семье, в армии, на работе или дальнейшей учебе. Даже роли могут меняться, т.е. ребенок-жертва в будущем может стать если не агрессором, то активным наблюдателем.
В буллинге самым главным участником становится коллектив. Агрессор всегда утверждает себя в коллективе, поэтому без коллектива сама ситуация травли не имеет смысла для агрессора.
Если ребенок не всегда умеет обратиться за помощью, то на помощь может прийти взрослый. Развитие контакта с ребенком, помощь квалифицированного психолога могут помочь разрешить ситуацию с травлей.