Иконоборчество в рамках христианства (не почитание икон в среде христиан) имеет одну и ту же причину с иконоборчеством в рамках монотеизма. И причина эта кроется в неправильном исповедании, или в не исповедании Иисуса Христа пришедшего во плоти; то есть, в не признании Бога воплощения, что Бог Слово стал еще и Человеком, не переставая при этом быть Богом. Ведь если Бог Слово стал еще и Человеком, во всем подобным нам кроме греха, и если Иисус Христос жил среди людей, значит люди видели Бога - Славу Его, Славу как Единородного от Отца, а если видели, то и изобразили Его Человеческий образ.
Основным аргументом чтобы не почитать иконы, служит, главным образом, заповедь Божья, преданная народу Израильскому через Моисея: «да не будет у тебя других богов пред лицем Моим, Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им...» (Исх 20,3-5).
Здесь, прежде всего необходимо понять, почему была дана эта заповедь? Именно потому, что Бога невозможно было видеть до пришествия в мир Сына Божьего Иисуса Христа. Когда стоял народ при Хориве, собранный Моисеем по повелению Господнему, Бог возвестил им слова Свои, и вот народ приблизился к горе и стал под ней, а гора горела огнем до небес и были тьма облако и мрак. И говорил Господь им из среды огня, глас слов Его они слышали, но образа не видели, и объявил Он им завет свой, написав десятисловие на двух каменных скрижалях (Втор 4,10-14). Тогда, на Хориве Бог явил себя пред народом в огне облаке и мраке, и никто не видел тогда ни какого образа мужчины или женщины, ни какого либо животного земноводного или птиц небесных, ни гадов ни рыб и ни какого иного существа подземного земного или небесного, ни звезд ни солнца ни луны и ничего из всего воинства небесного. Бог предупреждал о том, что народ Его ничего не видел в день тот, но только слышал глас из среды огня, ибо предвидел Господь, что народ этот может развратиться сделав себе различные изваяния и изображения кумиров, что станет поклоняться им и служить им (Втор. 4,15-19).
Поэтому то Бог дал заповедь народу Своему: «Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня» (Втор. 4,15) И далее Он говорит, чтобы знали люди и положили на сердце, что Господь есть Бог вездесущий, и на небе вверху и на земле внизу и нет еще кого либо кроме Того, Которого они не видели на Хориве, а только слышали (Втор. 4,39). Не мог тогда народ взойти на гору и остаться в живых, через освященную черту проведенную Моисеем, кроме самого Моисея и Аарона (Исх. 19,23).
И изрек Бог Моисею, а Моисей народу: «да не будет у тебя других богов пред лицем Моим, Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня» (Исх. 20,3-5) Никакое творение не могло тогда взирать на Бога. Именно по этой причине Господь сказал Моисею: «лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. 33,20). Ведь от Моисея до рождения Иисуса Христа должно было пройти почти 1600 лет, никакой человек не смог бы дожить до этого момента. Все творение так и не смогло бы взирать на Него, если бы не воспринял Он части от сотворенного Им человека и таким образом стал беседовать с ним. Да и как творение могло открыто принять лицезрение Его? Ведь столь ужасно было это видение, что и Моисей сказал: "я в страхе и трепете" (Евр. 12,21) потому что на горе Синайской явилась слава добродетели Его; гора дымилась и колебалась от страха бывшего на ней откровения, так что и звери, приближавшиеся к низшим частям горы, умирали; а сыны Израилевы, очистив себя, по повелению Моисееву, три дня уготовлялись и снаряжались, чтобы сделаться достойными слышать глас Божий и видеть Божие откровение; но, когда наступило время, не могли принять видения света Его и крепости гласа громов Его, говорит Прп. Исаак Сирин.
Это был первый завет Бога со Своим народом, который они нарушили, поэтому Он заключил новый завет, об этом говорит Апостол Павел и возвещает пророк Божий Иеремия (Евр. 8,7-9; Иер. 31,31-33)
Ныне же, когда пришествием Своим Он излил на мир благодать Свою, то не в землетрясении, не в огне, не в голосе страшном и крепком снисшел Он, но – как дождь на руно и как капля, тихо капающая на землю, и видим был беседующим с нами иным способом, то есть когда Он как бы в сокровищнице утаил величие Свое под завесою плоти (Евр. 10,20) и среди нас беседовал с нами в ней, соделав ее Себе мановением Своим в лоне Девы и Богородицы Марии, дабы мы, видя, что Он с нами беседует, как единый из нашего рода, не ужасались при воззрении на Него. Пока слава смиренномудрия не была всем открыта, пренебрегаемо было это исполненное святости зрелище. Ныне же воссияло величие его пред очами мира, и всякий человек чтит подобие это, где бы оно ни виделось. В этом посредстве сподобилась тварь принять видение Творца и Зиждителя своего (Прп. Исаак Сирин, слова подвижнические, слово 53)
Таким образом, вочеловечившийся Бог Слово Иисус Христос явил Бога всему творению, Бог показал Себя как людям, так и Ангелам (1 Тим 3,16); Единый Бог был явлен во славе Своей так, что через видение Иисуса Христа все люди увидели и Отца, ведь видевший Сына видел и Отца (Ин 14,9). Кто может сказать теперь, что он не видел Бога? Тот, кто Иисуса Христа Богом не исповедует; кто не верит, что Отец пребывает в Нем и Он в Отце, как единосущный Отцу, что все сказанное Им сказано от Отца и что Отец творит все дела в Сыне (Ин. 14,10-11).
Так и очи Симеона, мужа праведного и благочестивого, чающего утешения Израилева, на котором был Дух Святой, увидели Бога, как свидетельствует Писание (Лк. 2,25-32), увидели Создателя нашего и Спасителя; кто станет говорить иное, кто теперь примется утверждать, что Бог не показал Себя в добродетельной славе в лице Сына Божьего Иисуса Христа? Тот, кто не исповедует Иисуса Христа Богом Словом или тот, кто не исповедует Его пришедшего во плоти (1 Ин. 4,3). Есть две причины такого заблуждения: первая из которых есть принятие Иисуса Христа только обычным человеком но не Богом, вторая же в исповедании Сына Божьего только духом, но не человеком.
Если не увидеть святой лик Бога Слова Иисуса Христа, Его образ (икону), то как же можно увидеть лицо Отца Его Небесного, ведь видевший Сына видел и Отца. Иудеи не верили Иисусу Христу и Его словам, поэтому, не видя в Нем Бога, они не видели лица Отца в лице Сына, и не слышали слов Отца в словах Сына: «А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели; и не имеете слова Его пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал» (Ин. 5,37).
______
Таким образом, если правильно понимать, к чему Бог запретил поклоняться людям, изображениям и изделию рук человеческих, то можно увидеть, что Библия, на самом деле, не запрещает, но даже учит с почтением поклоняться людям, изображениям и изделию рук человеческих:
Давид, например, поклонился царю Саулу (1Цар. 24,9); Иосиф поклонился своему отцу Иакову (Быт. 48,12); Моисей поклонился Иофору, который был тесть ему (Исх. 18,7); Иаков поклонился Исаву, брату своему (Быт. 33,3); Авраам поклонился сынам Хетовым (Быт. 23,7-12); пророк Нафан поклонился Давиду (3Цар. 1,23); Соломон поклонился своей матери Вирсавии (3Цар. 2:19). О поклонении праведников Ангелам в Библии сказано, что Лот (Быт. 19,1) и Иисус Навин (Иис.Нав. 5,13-14) поклонились Ангелам, и Давид не был исключением (1Пар. 21,16) Так же в ветхом завете мы встречаем среди праведников поклонение Богу через воздание почтения изделию рук человеческих - Иисус Навин поклонился ковчегу Завета (Иис.Нав. 7,6); и Давид говорит в своих псалмах о поклонении храму (Пс. 5,8; 98,5 ;137,2).
Итак, как видно, поклонение бывает разным, в зависимости от того, кому или перед кем оно производится. В греческом языке есть слово «λατρεία» латрия, которое обозначает служение и поклонение только одному Богу, другое же слово «προσκυνείν» проскинесис, обозначает воздаяние почтения поклонением как святыням, так и людям. Эти два слова мы встречаем в следующем месте Писания: "...Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи" по гречески этот текст выглядит так: "...κύριον τὸν θεόν σου προσκυνήσεις καὶ αὐτῷ μόνῳ λατρεύσεις" (Мф 4,10) А вот подстрочный перевод этого места Писания: Κύριον - Господу / τὸν - которому / θεόν - Богу / σου - твоему / προσκυνήσεις - будешь поклоняться / καὶ - и / αὐτω̣ - Ему / μόνω̣ - одному / λατρεύσεις - будешь служить. Дословно же этот фрагмент стиха звучит следующим образом: Господу (которому) Богу твоему будешь поклоняться, и Ему Одному будешь служить. Из конструкции данного текстового фрагмента видно, что слово «одному» - μόνω̣, отнесено к «будешь служить» - λατρεύσεις, то есть, будешь воздавать служебное поклонение одному только Богу, оно не прибавлено к глаголу «προσκυνήσεις» - будешь поклоняться, потому что поклоняться, выражая почтение возможно не только Богу, но и родителям, царям, пророкам, начальникам, священникам... как уже было показано ранее. Поэтому, поклоняться можно не только Господу Богу, как уже говорилось ранее, а вот служить подобает Ему одному.
Таким образом, поклонение иконам или людям может считаться идолопоклонством только тогда, когда оно производится как единому Богу, когда латрия «λατρεία» бывает отнесена к образу - «εἰκὼν» к самой иконе, а не к первообразу - истинному Господу Богу нашему Иисусу Христу, иными словами, когда поклонение воздаваемое единому Богу воздается дереву, стеклу, краскам, серебру или золоту. Применительно же к изделию рук человеческих, святому образу Иисуса Христа, изображенному на иконе, подобает воздавать почтение так называемым служебным поклонением «προσκυνήσεις» проскинесес, как это делал в свое время Иисус Навин перед Ковчегом Завета (Иис.Нав. 7,6).
Стоя перед святым образом Господа нашего, мы должны приносить ему подобающее почтение, и восходя от образа к первообразу, к Самому Иисусу Христу, поклоняться Ему в духе и истине единым поклонением приличествующим только лишь Святой Троице: Отцу, Сыну и Святому Духу.
Так же дело обстоит и относительно святых икон угодников Божьих, и пресвятой Девы Марии. Воздать нескрываемое почтение, поклонившись им конечно не как единому Богу, есть дело благочестия.