Если быть точнее, первая заповедь звучит так: "Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим".
Во первых. "Господь", "Бог" - это не имя собственное, а предикативные свойства. Разбирая этимологию слова «Бог» Фасмер пишет, что это слово: "родственно др. – инд. bhaqas – "одаряющий, господин" , др. – перс. baqa, -, авест. baya "Господь", "Бог" от др. инд. bhajati, bhajate "наделять, делить", авест. baxsaiti "участвует", др.греч. "фегин" - "есть, пожирать". Первоначально "наделяющий"; др. – инд. bhaqas –"достояние, счастье", авест. baqa - "доля, участь".
Во-вторых, Бог даёт эту заповедь народу находящемуся в окружении политеистического мира.
В третьих. Бог в своём Имени (которое было запрещено называть в слух. Иудеи за это побивали камнями), констатирует факт (а не гордится) своего существования. Только Он Сущий!
"Яхве" - это как бы отклик (Он сущий), повторяемый людьми в 3-м лице, на божественное Откровение. Выраженное Богом в 1-м лице о Самом Себе: ’ehye (h) – "Я есмь". Точнее с еврейского: "Он есть Тот, Кто есть". За этой кажущейся тавтологией скрывается глубокий смысл. "Сущий" - это причастие от глагола "быть". Поэтому говорится о том, что Сущий есть Источник или Податель всякого Бытия.
Необходимо более пристально приглядеться к таинственной тетраграмме IXVX: "Я есть Тот, Кто есть". Бог является истинным Бытием, единственной Реальностью, по сравнению с которой всё не столь реально или не реально вовсе. Всё обретает реальность, настоящее бытие только в той мере, в какой причастно бытию Сущего. Только Он «есть» по-настоящему.
Далее, в этом имени можно усмотреть надвременнОй аспект: в отличие от преходящего мира Он "есть" всегда. В отличие от нашей жизни, в которой каждый будущий миг превращается в прошедший, у Бога всегда "настоящее" время, настоящая жизнь.
Обратим внимание на слово "Тот". В индуизме человек говорит божеству: "Ты есть То", и высшим качеством Его считается безличностность. Но Бог Авраама и Моисея - не океаническая бездна, Он есть высшая Личность, обладающая мыслью, волей, и, если можно так выразиться (условно), характером. В библейской религии нельзя спросить "что есть Бог?", но только "Кто есть Бог?". Истина - это не что, а Кто (вот почему вопрос Пилата был "мимо цели").
Пред Единым Личностным Богом праведный человек "говорит лицом к лицу" (наприм. Авраам). В будущем подобное представление развилось в философском знании о "человечности" Бога» (Фейербах).
Многие думают, что имя Яхве открыто Израилю через Моисея, но есть ряд свидетельств указывающих на то, что и до Моисея это имя было известно. «Енох, сын Сифа, впервые призвал имя Яхве (Быт. 4. 26), Ной, благословляя сыновей называет Яхве богом Симовым (Быт. 9. 26). Имя Яхве присутствует в имени Иуды, оно обозначает "Яхве ведет", а также в имени матери Моисея Иохаведы (Исх. 6.20; Числ. 26.59). Текст Исх. 3 дает возможность изъяснения имени Яхве. Он связывает Божественное Имя с корнем hyh (hy) и глаголом haya (h) – "быть". Используемая в Исх.3.14 конструкция ’ehye (h) ’aser ’ehye (h) имеет параллели в В.З., см. особенно Исх. 33.19: hannoti ’et aser ’ahon и Иез. 12.25.
В отношениях между людьми и Богом, ее идея вечности была первичной, а экзистенциальная идея присутствия. Это реляционная, соотносительная концепция: реально лишь то, что находится во взаимодействии с иным существованием. Бог – Тот, Кто "с" кем – то! (Исх. 3.12). Да и среди живущих, разве мир не возникает как взаимоотношение по меньшей мере двоих человек (М. Бубер).
Авраам поверил не в Бога, а Богу. Личность говорит с Личностью. "Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность" (Быт. 15; 6). Исаак и Иаков, сын и внук Авраама, обретают столь же непосредственное знание Бога в опыте прямого и личного общения с Ним. Таким образом, для потомков этой семьи - прародителей народа Израильского - Бог не является ни абстрактным понятием, ни безличной силой. Когда еврейская традиция говорит о Боге, речь идет о "Боге наших отцов", "Боге Авраама, Исаака и Иакова" - конкретной Личности, с которой праотцы могли беседовать, могли непосредственно общаться. Следовательно, познание Бога основано здесь на вере-доверии к опыту предков, на достоверности их личного свидетельства.
В христианстве, это очень чётко осознаётся (жертва Христа). Христианин приобщается к божественной жизни, только через отсечение своего "я" ( это и есть смирением). Моё "я", в действительности, не является источником собственного существования, а следовательно, может обрести существование только приобщившись к истинной реальности. Вне Бога всё симулякр. Как говорят философы: "всё, что начало быть - быть перестанет"; "всё что имеет начало - имеет конец".
В определенном смысле, нас нет. Только через отсечения (жертвенность) своего "я" (гордыни, самости), христианин обретает Бытие (обОжение). Только тогда, жизнь христианина становится реальной. В противном случае, моё "я-самость", как радиопомеха, мешает услышать Слово и приобщится к Жизни!
К сожалению, в земном христианстве перепутано (специально) смирение перед Богом, с послушанием священноначалию.
Но это уже другая тема.