При обсуждении вопроса Сергея Наливайко неожиданно открылся иной вопрос, который к моему удивлению оказался мной упущенным и не понятым как должно ранее.
Суть в следующем:
Библейский "сюжет" открывается книгой "Бытие", а завершается "Откровением" (Иоанна Богослова).
Буквально в первой строке "Бытия" сказано: В начале сотворил Бог небо и землю. А в последних главах "Откровения": И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали и моря уже нет. А далее: И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое.
Ранее я "небо и землю" уверенно понимал как духовную и материальную составляющие Творения. Ведь вторая строка "Бытия" говорит нам что было вначале (никаких духов кроме Духа Божиего в духовной составляющей и "безвидная и пустая" материя в виде темной бездны: Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. Причем творя мир Господь рассматривал сотворенное как "хорошее" и "очень хорошее".
Если понимать слова "творю все новое" буквально, то получается что изначальное творение получилось не столь "хорошим" что ли? А как понимать тогда слова "прежние небо и земля" миновали? А если обратить внимание на слова "Бытия": "Дух Божий носился над водою" и "Откровения": "и моря уже нет" (море перекликается с водой "Бытия"), а также учесть что "вода" важнейший элемент таинства Крещения (преображения души) то всё становится еще более таинственным и непонятным (для меня).
Может быть вместе нам удастся увидеть хотя бы предположительно смысл слов о творении: что такое "земля", "небо", "вода", почему в чем "прежние миновали" и творятся новые (когда Царствие Небесное опускается на "землю" в виде небесного Иерусалима). О чем речь???
Чувствую в этом какую то ключевую для понимания всей Библии тайну, которая от меня (а возможно и от Вас) осталась сокрытой (за человеческими словами и буквами неспособными ее описать "выразимо").
Книга Откровение написана образным языком. А в Библии слово земля иногда обозначает народы, слово небо - правительства. Поэтому в 21 главе говорится о новом небе - небесном правительстве во главе с Иисусом, и новой земле - праведных подданных этого правительства.
"И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно"
Даниил 2 глава — Библия: https://bible.by/syn/27/2/
Книга Откровение написана образным языком.
А Книга Бытия по-Вашему до последней буквы буквальна!
Дмитрий Большаков, мы не обсуждали книгу Бытия.
А в Библии слово земля иногда обозначает народы, слово небо - правительства.
А можно попросить у Вас привести примеры такого толкования в Библии?
Сергей Шилов, Апостол Петр сравнивает буквальные небеса и землю (2Пт 3:5) с символическими (2Пт 3:7). «Небеса», упомянутые в стихе 7,— это не место обитания Иеговы Бога, место его престола на небесах. Небеса Иеговы невозможно поколебать. Точно так же «земля» в этом стихе — это не буквальная планета, поскольку Бог Иегова прочно ее утвердил (Пс 77:69; 118:90). В то же время Бог говорит, что сотрясет небеса и землю (Аг 2:21; Евр 12:26), что небеса и земля от него убегут и что будут установлены новые небеса и новая земля (2Пт 3:13; Отк 20:11; 21:1). Совершенно очевидно, что «небеса» имеют символическое значение и что «земля», как в Псалме 66:8, служит символом общества людей, живущих на ней.
Сергей Голубков, а почему бы Вам не написать свой ответ на вопрос темы?
Собственно я и в теме описал что "небо" и "землю" здесь явно нельзя понимать "буквально" (в бытовых понятиях этих слов), т.е. они символы того, чему в человеческом языке нет слов (многое "небесное" невыразимо языками человеческими), т.е. аналогия, указатель "куда смотреть чтобы это увидеть". Это не надо, как я понимаю, здесь никому "доказывать".
Насколько я понял, суть (интуитивная) Вашего понимания в том, что "земля" это символ "мира людей" (душевного), - "сеется тело душевное, восстает тело духовное"? Почему нет, если это сможете "раскрыть" более ясно в указанном Вами ключе. Тоже "чувствую" что "в этом что-то есть" чего я пока не понимаю.
А вот что "небо" пока, увы, полностью не понятно из Вашего сообщения. Да это "не место обитания Бога" и для меня), но апофатика это не ответ (если что-то "не шляпа", это не значит что "это рояль"). Вот здесь, например, указаны разные понимания и смыслы "неба" в Библии, возможно это поможет Вам "напасть на след" (мне увы не помогло, возможно от жары еще не отошел, мозг работает плохо).
Точно так же «земля» в этом стихе — это не буквальная планета, поскольку Бог Иегова прочно ее утвердил (Пс 77:69; 118:90).
Утвердил-то прочно, но ни небо, ни земля, которая, я с Вами согласен, не только наша планета, не являются вечными. Ничто сотворенное не может быть вечным:
Поднимите глаза ваши к небесам, и посмотрите на землю вниз: ибо небеса исчезнут, как дым, и земля обветшает, как одежда, и жители ее также вымрут; а Мое спасение пребудет вечным, и Правда моя не престанет. (Ис.51:6)
В начале Ты, основал землю, и небеса--дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но Ты--тот же, и лета Твои не кончатся. (Пс.101:26-28)
Утверждение, что "земля", это общество не стыкуется с выше приведенными словами пророка Исайи - "земля обветшает, как одежда, и жители ее также вымрут". В этом фрагменте представлены отдельно "земля" и отдельно "жители" или общество. Следовательно это не одно и то же.
Сергей Шилов, Давайте по порядку, сначала отрывок из книги Исайя:
Контекст отрывка из книги пророка Исайя относится к вавилонским правителям, поэтому
Иегова Бог говорит о той истине, которую придется признать вавилонскому царю Навуходоносору. Ничто ни на небе, ни на земле не может помешать исполнению воли Иеговы (Даниил 4:31, 32). Мы читаем: «Поднимите глаза ваши к небесам, и посмотрите на землю вниз: ибо небеса исчезнут, как дым, и земля обветшает, как одежда, и жители ее также вымрут [«умрут как мошка», Перевод архимандрита Макария]; а Мое спасение пребудет вечным, и правда Моя не престанет» (Исаия 51:6).
Хотя не в правилах вавилонских царей отпускать пленных домой, ничто не помешает Иегове Богу спасти свой народ (Исаия 14:16, 17). Вавилонские «небеса», или правители, потерпят поражение. Вавилонская «земля», или подданные этих правителей, постепенно исчезнет. Величайшая в то время держава не сможет устоять перед могуществом Иеговы Бога или помешать ему спасти свой народ.
Вот что означает этот библейский текст в контексте.
Сегодня христиане знают, что эти пророческие слова полностью исполнились, и это очень их ободряет. Почему? Потому что апостол Петр использовал подобные выражения, когда говорил о событии, которое должно произойти в будущем. Петр говорил о быстро приближающемся дне Иеговы, «в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают». Затем он сказал: «Мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда » (2 Петра 3:12, 13; Исаия 34:4; Откровение 6:12—14). Хотя могущественные народы и их надменные, подобные звездам правители, возможно, упорно пренебрегают Иеговой Богом, в назначенное им время они будут уничтожены, сокрушены с такой же легкостью, с какой убивают мошку (Псалом 2:1—9). Над праведным человеческим обществом вечно будет править только одно Божье праведное правительство (Даниил 2:44; Откровение 21:1—4).
Сергей Шилов, теперь поговорим об отрывке из Псалмов. Начнем немного из далека.
Конечно же земля, не всегда означает люди или человечество. Об этом никто и не говорит.
Какое представление о вечном существовании вселенной были в древности?
Как полагал Аристотель, между небесами и землей существует огромная разница. Он говорил, что все земное подвержено изменениям и разрушению, а эфир, из которого состоят прозрачные небесные сферы, вечен и неизменен. По его словам, эти сферы и прикрепленные к ним небесные тела не меняются, не стареют и не умирают.
Однако учит ли этому Библия? В Псалме 102:25—27 написано: «Ты давно положил основания земли, и небеса — дело твоих рук. Они исчезнут, а ты останешься. Как платье, они износятся, и, как одежду, ты сменишь их, и они придут к своему концу. Но ты тот же, и твои годы не завершатся».
Обратите внимание: псалмопевец, живший, возможно, двумя веками ранее Аристотеля, не противопоставляет землю небесам, и не говорит, что земля тленна, а звезды вечны. Он противопоставляет землю и небо Всемогущему Богу, который их создал. На основании этого псалма можно заключить, что звезды подвержены разрушительным процессам, так же как и все на земле. А о чем говорит современная наука?
Геология подтверждает как слова Библии, так и слова Аристотеля о том, что земля подвержена процессу разрушения. Горы на нашей планете постоянно разрушаются из-за эрозии и растут в результате вулканической и другой геологической активности.
А что можно сказать о звездах? Подвержены ли они процессам разрушения, как об этом говорится в Библии, или же они вечны и нетленны, как этому учил Аристотель? Впервые утверждение Аристотеля о вечности звезд подвергли сомнению в XVI веке, когда европейские астрономы впервые наблюдали грандиозный взрыв сверхновой звезды. С тех пор ученые не раз видели, как звезды погибали, внезапно взорвавшись, медленно сгорев или же подвергшись катастрофическому сжатию — коллапсу. К тому же астрономы наблюдали за рождением новых звезд в «звездных колыбелях» — облаках пыли и газа, обогащенных остатками взорвавшихся звезд. Поэтому вполне уместно, что псалмопевец сравнил небеса с одеждой, которая изнашивается и заменяетсяe. Поразительно, что уже в древние времена в Библии были написаны слова, которые с впечатляющей точностью согласуются с современными научными открытиями!
Однако кто-то может спросить: «Учит ли Библия тому, что однажды земля и небеса обветшают и их нужно будет заменить?» Нет, в ней содержится обещание, что эти творения будут пребывать вечно (Псалом 104:5; 119:90). Но это возможно НЕ ПОТОМУ ЧТО ОНИ ВЕЧНЫ САМИ ПО СЕБЕ, а потому, что Бог, создавший их, обещает заботиться о них (Псалом 148:4—6). Он не уточнил как, однако разве не разумно заключить, что Создатель Вселенной способен поддерживать ее? Неужели умелый строитель не будет поддерживать в должном состоянии дом, который он с любовью построил для своей семьи?
Сергей Шилов, так символы в разном контексте могу указывать на разную суть и смысл. Вот что о "земле", например, написано. Заметьте большая часть текста про "народ" (людей). Т.е. понимание Сергея не лишено оснований. Но он его не "раскрыл" в связи с вопросом темы (не указал как такое понимание увязать со сказанным в Откровении).
Да и от того как понимать Исайю зависит суть, на которую у него указывают его символы (слова):
... жители ее также вымрут; а Мое спасение пребудет вечным, и Правда моя не престанет
Мы ж тоже "жители"? Если мы все вымрем, то кому или чему тогда "спасение пребудет вечным" и какая "Правда не перестанет"? Может быть тогда под "спасением" понимать "вымирание" (а что, как бы уже достаточно "понагадили" на Земле, пора бы и честь знать?), а под "правдой" например, понимать то, что Вы мне в ответе указали, - "творение не вечно"?
---
Вот о том (как про слова Исайи) и вопрос темы, - в каком смысле понимать слова Откровения о "прежних" и "новых" земле и небе. Самое примитивное понимание разумеется, - "прежнее" в мусор, сотворим вместо него всё новое. Но неужели возможно только оно и тем более верно ли оно (слишком многое с ним "не стыкуется" как по мне), ведь простота не в примитивности вроде бы.
Сергей Голубков, извините, но дискутировать с сайтом "Сторожевой башни" нет никакого желания.
Сергей Шилов, "На всей земле был один язык и одно наречие."
Бытие 11 глава — Библия: https://bible.by/syn/1/11/
На всей "земле", то есть у всех народов.
Что такое «небо», нам помогает понять пророчество, в котором также говорится о гневе Бога, возгоревшемся на все народы: «И истлеет все небесное воинство; и небеса свернутся, как свиток книжный» (Исаия 34:4). Особенно должен пострадать Эдом. Каким образом? Он будет опустошен вавилонянами вскоре после разрушения Иерусалима в 607 году до н. э. Но в Библии не говорится, что в то время на буквальном небе наблюдались необычные явления. Однако «небеса» Эдома постигли бедствия. Его правители лишились своего высокого, как небо, положения (Исаия 34:5). Их словно «свернули» и отложили в сторону, как старый, никому не нужный свиток.
Сергей Наливайко, так верно один язык и одно наречие было на всей земле (не исторически конечно же, а "аллегорически-метафорически").
И в отличие от того что думают люди (что мол Бог разделил один язык на много языков, чтобы люди перестали друг друга понимать), Бог смешал язык всей земли. И вот теперь, как я вижу, хотя Вы с Сергеем Шиловым говорите по сути одно и тоже, но не только не понимаете другу друга, но и вам кажется что каждый говорит противоположное.
Дело тут не "правителях", как бы они смогли управлять если никто не понимал верно их приказов и/или воли?
Чудны дела твои Господи! Вряд ли что лучше можно было придумать, чтобы избежать распространения греха, чем смешать язык, которым он распространяется.
С любовью и уважением Сергей
Сергей я Вам крайне благодарен что Вы "навели" меня на "тяжкие размышления" о том, что мне виделось "ясным и понятным" (увы, как я теперь понимаю зря виделось, за деревьями я не видел леса, т.е. подлинной глубины понимания этих вопросов).
Но предложенное Вами понимание "земли и неба", скажу честно, меня не вдохновляет. Я не буду все описывать (будет длинно и вряд ли понятно), приведу лишь слова ап. Павла:
Я, простите, не вижу как это можно "истолковать" так, чтобы предложенное Вами понимание "земли и неба" не отвергать хотя бы. Если видите как, то растолкуйте пожалуйста. И приведенные Вами слова из книги Даниила я понимаю именно "в ключе" сказанного Павлом в послании (т.е. не в пользу предложенного Вами понимания).
К стати, Сергей Шилов в своем ответе предложил понимание воды (моря), которое полностью "сняло" все мои сомнения в том, почему в "Откровении" сказано "и моря уже нет". Чего увы не могу сказать по поводу понимания "земли" и "неба" (там далеко не всё мне так ясно и понятно и теперь). Т.е. вопрос по ним для меня по-прежнему "остается открытым".
Может быть Вам поможет что-то увидеть эта публикация?
Еще раз спасибо (прежде всего за "наводку", но и за Ваш ответ тоже ес-сно)!
Сергей Шарков, Христос передаст Царство, то есть доверенную ему власть назад Отцу, от которого он её и получил (Дан.7:13,14). Это произойдёт в конце тысячелетия, когда с последними врагами Бога будет покончено, а все люди станут совершенными.
"Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их — как песок морской.
8 И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный.
9 И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их;
10 а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков."
Откровение Иоанна 20 глава — Библия: https://bible.by/syn/66/20/
Стих из 2 главы Даниила показывает, что Царство это правительство.
Почему нет моря. Под морем в Библии иногда понимаются нечестивые. Исаия описал это следующим образом: «А нечестивые — как море взволнованное, которое не может успокоиться и которого воды выбрасывают ил и грязь» (Исаия 57:20; 17:12, 13). Образ «моря» очень подходит для описания беспокойных, бурных и мятежных человеческих масс, порождающих беспорядки и революции. В новом мире "моря" нечестивых не будет.
Интересно, какой смысл в уничтожении буквального неба и земли, если согрешили люди и некоторые ангелы? Бог не станет уничтожать своё творение, он ценит свой труд.