Эта фраза, возможно, как и некоторые другие Библейские фразы, может быть неверно воспринимаема, нами, так сказать, европейцами. Всё дело в том, что Божье Учение, пришедшее с Востока от евреев в Европу, вероятно именно из-за яростной борьбы иудеев с христианством, а может и по другим дополнительным причинам, было сильно урезано. Настолько урезано, что многие моменты сильно изменили первоначальный смысл.
И лично у меня по поводу этой фразы есть сильное подозрение, что удар по щеке, именно в еврейской традиции, а не в каком-либо другом понимании, например в нашем сегодняшнем, означает не совсем то, что мы думаем.
За пример возьму случай, когда первосвященник бъёт Апостола Павла по щеке:
"Деяния 23 глава - Библия - Комментарии:
Когда же первосвященник приказал бить Павла, он сам нарушал закон, гласящий: «Тот, кто бьет по щеке иудея, бьет по славе Господней». И Павел тотчас же нападает на первосвященника, называя его стеной подбеленной, Иудей, прикоснувшийся к мертвому телу, становился нечистым. Поэтому было принято подбеливать могилы, чтобы никто не притронулся к ним случайно. "
Вобщем я склонен думать, что эта фраза имеет непосредственное отношение именно к суду над человеком, а не к простому хулиганскому происшествию просто где-нибудь.
Иисуса тоже били по щекам (по ланитам), когда арестовали для суда над Ним. И эту фразу, также, вполне можно воспринять, как одно из Его предсказаний о Себе.
Ну и гордыня, тоже, здесь, в любом случае играет роль. Гордыня, вроде как, вообще фундамент, на котором твёрдо стоят все грехи. И для избавления от них, нужно этот фундамент в любом случае убирать. Так что связь-то конечно есть. Но, думаю, такая же, как и в любом другом случае.