Мир вокруг меняется так быстро и непредсказуемо, что готовых ответов на вопросы больше нет. Мы получаем новые знания непрерывно, а специалисты в разных областях собираются вместе, обсуждают проблемы и формируют сильные междисциплинарные подходы к их решению. Они отказываются от авторитарного стиля управления, пробуют новые способы генерации идей на основе опыта других.
Новые креативные практики постепенно становятся популярными за пределами больших компаний. Те, кто видят потенциал в междисциплинарности, могут придумать инновационные решения, а люди с потенциалом к инновационному мышлению постоянно ищут вдохновение в других людях и их опыте.
Что можно использовать уже сейчас
Чтобы научиться работать с неопределенностью через ресурсы друг друга, нужно искать решение проблем вместе. На этом принципе основано большинство современных креативных подходов. Мы собрали несколько популярных коммуникационных практик, которые помогут командам эффективно решать проблемы и генерировать идеи.
1.P2P (peer-to-peer) learning
Это взаимное обучение по принципу «равный-равному», в основе которого сотрудничество, взаимопомощь и максимальная вовлеченность в процесс. Метод популярен среди открытых образовательных программ и независимых школ, например, его использует Школа программирования 21 и междисциплинарный университет Minerva Project.
Ученики и эксперты вместе создают комфортную учебную среду для самообразования, помогают друг другу с решением задач и не ждут от преподавателя единого решения. Формат создает сеть равных учащихся, а не иерархию, это запускает процесс backward learning: учащиеся сначала решают задачи на новую тему вместе, а потом формируют запрос на теоретические знания и получают их.
По этому же принципу работают в LinkedIn: сотрудников обучают решению конфликтных и сложных задач внутри небольших групп с дальнейшим их переносом в реальную рабочую ситуацию.
Производной такого подхода для креативщика является кодизайн — привлечение клиента к совместной разработке продукта на самых ранних стадиях. Так гораздо проще понять задачу и не навязывать свое видение проекта.
2. Фасилитация
Метод групповой работы, во время которой команда генерирует новые идеи и стратегии, уделяя одинаковое внимание каждому из мнений. При этом лидер группы (фасилитатор) занимает нейтральную позицию, не отвечает за финальное решение, а помогает участникам нащупать проблему и обсудить ее конструктивно.
Метод также помогает решить проблему выключения участников из процесса в ожидании своего выступления. Этим пользуются команды Google и Amazon, креативщики, рекламщики, малый бизнес и государственные структуры.
Например, у Google есть сеть добровольцев, включающая в себя около 6000 сотрудников, которые посвящают часть своего времени тому, чтобы помогать своим коллегам учиться и расти. Они участвуют в преподавании, индивидуальном менторстве, разработке учебных материалов. Многие курсы направлены на развитие профессиональных навыков. Google удалось создать корпоративную культуру, в которой ценится обучение и поддержка коллег.
Брейншторм — одна из самых популярных практик фасилитации, главная цель которой придумать как можно больше идей. Именно фокус на количестве, а не на качестве делает процесс эффективным. Есть несколько вариантов брейншторма: генерировать идеи письменно или онлайн, устроить моделирование ситуации или сфокусироваться на поиске вопросов, а не ответов на них.
3. Agile-подход
Эта методология работы позволяет каждому участнику процесса быть максимально вовлечённым в проект, формирует всеобщую фокусировку на решении задачи и активно поощряет обратную связь. Группы создают проект за ограниченное количество времени, работая в тесном контакте.
Bosch — одна из самых крупных компаний в мире, несколько лет назад столкнулась кризисом системы управления проектами. Сотрудники постарались вести параллельно две модели – традиционную и Agile. Вторая оказалась успешнее: появились команды и начала меняться культура компании, руководящий комитет превратился в рабочий, обсуждения стали более интерактивными, а стратегия превратилась из ежегодного проекта в непрерывный процесс.
Популярная Agile-практика — мастермайнд-группы: решение проблем в небольшой команде от 3 до 6 человек. Это регулярные встречи, на которых участники отчитываются о прогрессе решения проблемы, устанавливают тайминг выступлений и размышлений, мотивируют друг друга решать личные и профессиональные проблемы. Получается смесь статус-встреч в проектах с групповым мониторингом. Вместо обычного получения информации от эксперта и попытки применить ее за практике используют совместные креативные сессии.
Зачем этому учиться
Не стоит искать решение проблем в одиночку с помощью книжек и лекций. А тем более разочаровываться, если ответы на вопросы так и не нашлись. Лучший способ усвоить информацию и придумать решение — это одержимый поиск и совместная работа. Чем раньше вы возьмете ответственность за решение проблем на себя и начнете создавать условия для формирования гипотез и идей в кругу единомышленников, тем быстрее подобный подход станет для вас повседневным инструментом и позволит сократить вам время на ошибки и придумывание решений, оторванных от постоянно меняющейся реальности.
Где узнать больше
Все новые коммуникационные практики, о которых мы рассказали, можно попробовать 3,4 октября на Рекреации — альтернативной онлайн-среде, которую мы специально создаем для людей из креативных индустрий, чтобы подумать друг об друга, потестить собственные гипотезы, собрать единую базу знаний по интересующему вопросу, расширить перспективу, вдохновиться и возможно даже найти союзников.
Программа Реакреации построена на взаимодействии форматов, позволяющих собрать знания и опыт всех участников события, покреативить и проблематизировать свои вопросы.
Как это будет
В первый день участники погружаются в проблему и более четко определяют ее. Во второй работают над своими гипотезами через опыт других людей, ловят инсайты и осознают решения.
Участники освобождают себя от дел на два дня, максимально погружаясь в процесс. Практики, о которых мы рассказали, дают результат только при максимальной вовлеченности.
Почему нет спикеров
Мы не зовем крутых именитых спикеров, эксперты Рекреации — сами участники. Именно они определяют повестку: во время работы над собственным вопросом, можно поделиться идеями или проблемами, перезагрузиться, придумать решение задачи и найти единомышленников.
Переработка когнитивной информации от лекции до идеи происходит медленнее, чем во время одержимого поиска решения или совместной генерации идей. Фронтальное вещание даёт много информации от спикера, которую сложно усвоить и практически применить без обсуждения, рефлексии и выполнения заданий.
Кто и зачем придумал Рекреацию
Анна Бичевская
Основала клуб Stay hungry, делает большие городские фестивали, ужины и бранчи для встречи идеальных незнакомцев, модерирует дискуссии, амбассадор неформального общения и lifelong learning.
“В прошлом году я была на Розетке и подумала, что именно этот формат нетворкинга я использую в повседневной жизни и на своих мероприятиях. По сути я перемещаюсь между разными индустриями и блоками, все время развиваюсь, поэтому мне показалось интересным приложить такой формат к креативной индустрии. Это большой эксперимент, и если все сложится, хотелось бы создать креативное комьюнити, в котором люди раскрывали бы возможности и помогали друг другу. Мне хочется придумать место, где бьет творческая энергия и люди ей заряжаются”.
Арина Авдеева
Креативный практик, предприниматель и автор образовательных программ. Сооснователь креативного агентства friends moscow и образовательного проекта mads. Лауреат международных индустриальных конкурсов.
“Мы используем P2P практики в mads, по своему опыту скажу: это классный формат. И это невероятно популярная на Западе тема. Мы получаем положительный фидбэк от наших студентов, которые выходят вдохновленными после peer to peer сессий. Теперь мы присоединились, чтобы посмотреть, как в формате таких мини-практик можно сделать большую онлайн-конференцию”.
Лера Бараева
Занимается обучением взрослых и разработкой интерактивных программ, управляет коммерческим направлением в образовательном бюро «Розетка».
“Это большое исследование и эксперимент для меня. Все форматы, про которые мы рассказали, я и коллеги уже опробовали в сфере образовательных проектов. Теперь любопытно, как это сработает в креативной индустрии. Интересно, как эти практики выглядят за пределами образования, ведь программа Recreation сильно отличается от Розетки. Это наше второе подобное онлайн-событие и мы многое перепридумали для онлайн-формата”.
Как принять участие