Погибает. Падение интереса к книгам — процесс очевидный и подтверждаемый статистикой.
По последним данным Российской книжной палаты, в 2020 году издательства РФ выпустили 99857 наименований книг и брошюр. Их совокупный тираж составил 351,5 млн. экз. Количество наименований уменьшилось на 13,3% по сравнению с показателем 2019 года, а совокупный тираж упал на 19,2%. Показатели 2020 года стали самыми низкими за минувшее десятилетие. По числу выпущенных наименований книг Россия откатилась на полтора десятка лет назад, к 2005—2006 годам, а по совокупному тиражу показатель 2020 года оказался худшим за весь период постсоветского книгоиздания. Вместе с падением количества изданных наименований и падением совокупного тиража сократился и средний тираж одного издания. Соответствующий показатель снизился в 2020 году в сравнении с показателем 2019 года на 6,8%: 3520 экз. против 3778 экз. С 2008 по 2020 год средний тираж одной книги сократился на 42,9%. (
Источник данных.)
Причина очевидна: время, когда книги (романы) представляли собой основное заполнение одинокого досуга, ушло в историю.
По данным исследования We Are Social и Hootsuite, в 2020 г. россияне проводили в Интернете 7 часов 52 минуты, на соцсети уходило 2 ч. 28 мин. При этом мировые показатели медиапотребления выглядят следующим образом: в 2020 г. интернет-пользователь ежедневно проводил в онлайне в среднем 6 ч. 54 мин., из них 2 ч. 25 мин. он тратил на социальные сети. Время в других медиа в мире распределяется следующим образом: 3 ч. 24 мин. уходит на просмотр ТВ; 2 ч. 2 мин. — на чтение прессы (онлайн и печатной); 1 ч. 31 мин. пользователи слушают стриминговую музыку, 1 ч. — радио, 54 мин. — подкасты; 1 ч. 12 мин. уходит на видеоигры на консолях.
(
Источник: отраслевой доклад "Книжный рынок России", Минцифры, 2021.)
Рынок электронных книг в РФ невелик: в 2020 г. он составляет всего около 12 процентов от рыночного оборота печатной книги (тот же источник).
Можно сколько угодно твердить, что литература никогда не умрёт, но факт остаётся фактом: как в России, так и во всём мире люди предпочитают литературе обмен мнениями в соцсетях, чтение и комментирование новостей в СМИ, блогинг и стриминг, просмотр видеоклипов и фильмов, компьютерные и смартфонные игры. Времена Гюго, Диккенса, Флобера, Толстого, Синклера Льюиса ушли. На смену романтизму и реализму пришла разновидность самодеятельной бульварщины в виде фанфиков, розовых романов, фэнтези с бесконечными продолжениями, кинороманов, комиксов. Явление массовой квазилитературы стало дополнительным фактором, убивающим литературу в классическом её понимании. Действует закон перехода количества в качество. Накапливаются количественные изменения: книг, которые могут понизить литературу (понижение умов — выражение Толстого), становится всё больше, предел меры нарушается и наблюдается скачок — переход к новому качеству.
Падение интереса подтверждается и заметным снижением числа изданных книжных новинок. В 2008 году в РФ
было издано 106,382 тыс. новых наименований книг и брошюр, а в 2020 г. — только 87,057 тыс.
На обложках современных книг напечатано: "Долгожданная экранизация!", "Содержит нецензурную брань и дополнительные материалы со съёмок фильма" и тому подобное. Такие зазывные маркетинговые трюки закрепляют в сознании потребителей вторичность литературы и подтверждают известный факт: книга давно уступила рынок фильмам, искусству визуальному.