1. Маргалит Фокс «Тайна лабиринта»
Американская журналистка Маргалит Фокс взяла, на первый взгляд, скучную и унылую тему дешифровки древней письменности и сделала из неё увлекательный и драматичный научно-популярный детектив. Она рассказывает о дешифровке линейного письма Б, которое активно использовалось на Крите и в городах Микенской Греции в XV – XII вв. до н.э., причём делает это так, что становится очевидно: эта история могла бы стать отличным сюжетом и для рейтинговой документалки на Нетфликсе, и для высокобюджетной драмы на HBO. Точно понравится не только профессионалам, которые хотели бы глубже разобраться в этой теме, но и просто любителям непридуманных загадок истории и всем, кто в детстве зачитывался романами Хаггарда и мечтал стать Индианой Джонсом, когда вырастет.
2. Мишель Пастуро «Символическая история европейского Средневековья»
Когда я слышу фразу: «Современное искусство слишком непонятно, невозможно разобраться в том, что хотел сказать автор, а вот раньше картины писали доступно и просто» мне хочется уточнить, как давно автор этого высказывания знакомился с культурой Средних веков? Но не всё так безнадёжно: если искусство наших дней открыто к интерпретациям, то средневековые гобелены, фрески и витражи можно понять, если разобраться в системе скрытых в них символов. Мишель Пастуро – это реально существующий Роберт Лэнгдон, которому можно верить, ведь он является ведущим специалистом Практической школы высших исследований в Париже и основателем новой научной дисциплины – символической истории. Проще говоря, это человек, который может объяснить, почему в средневековом искусстве так часто судят свиней и почему именно лилия является королевским цветком.
3. Мэри Элиз Саррот «Коллапс»
«Коллапс» — это настоящий научно-популярный триллер, который показывает, как из череды случайных и непредвиденных мелочей состоялось падение Берлинской стены. Мне очень близок дедуктивный подход Саррот, согласно которому, сначала, она раскрывает контекст мировой истории ХХ века, затем – основные вехи холодной войны в Европе и, наконец, обращается к истории Восточного Берлина и самой Берлинской стены. Книга классно издана и снабжена большим количеством карт, фотографий и QR-кодов, отправляющих нас к видеосвидетельствам того времени. На мой взгляд, «Коллапс» заинтересует даже тех, кто никогда не увлекался историей ХХ века, ну а для тех, кто хочет закрыть пробелы в знаниях об этом историческом событии, эта книга – однозначный мастрид.
Из последнего - "Как рождаются эмоции". Насыщенная материалом книга, которая многие вещи в восприятии и мышлении расставляет по местам, развеивает устоявшиеся мифы об эмоциях.
1) Крис Тёрни "Кости, скалы и звезды. Наука о том, когда что произошло"
2) Карл Саган "Мир, полный демонов. Наука - как свеча во тьме"
3) Петер Келер "Фейк: Забавнейшие фальсификации в искусстве, науке, литературе и истории"