Несмотря на то, что слова "интеллект" и "мышление" являются синонимичными, между ними есть существенная разница. Интеллект - это способность к мышлению, а мышление - процесс, в котором реализуется интеллект. Слово "мышление" более близко по значению к слову "думание". Решая задачу, мы думаем. "Интеллект" - это "ум".
" Известна "кубическая" модель интеллекта Д. Гилфорда. Он считал, что интеллект можно описать тремя основными категориями:
1) операциями;
2) содержанием;
3) результатами.
Содержание - то, о чем мы думаем, операция - как мы об этом думаем, результат - к чему приводит это умственное действие. Любая задача имеет тот или иной вид содержания, предполагает осуществление определенной операции, которая приводит к соответствующему продукту.
Кэттелл выделяет потенциальный и кристаллический интеллект. Он считает, что у каждого из нас уже с рождения имеется потенциальный интеллект, который лежит в основе нашей способности к мышлению, абстрагированию и рассуждению. Примерно к 20 годам этот интеллект достигает наибольшего расцвета. С другой стороны, формируется кристаллический интеллект, состоящий из различных навыков и знаний, которые мы приобретаем по мере накопления жизненного опыта. Кристаллический интеллект образуется именно при решении задач адаптации к окружающей среде и требует развития одних способностей за счет других, а также приобретения конкретных навыков. Таким образом, кристаллический интеллект определяется мерой овладения культурой того общества, к которому принадлежит человек. Потенциальный интеллект определяет первичное накопление знаний. С точки зрения Кэттелла, потенциальный интеллект независим от воспитания и среды. Он зависит от уровня развития третичных зон коры больших полушарий головного мозга". Как сделать так, чтобы развить кристаллический интеллект человека? Школа, институт, семья и другие социальные институты должны способность развитию кристаллического интеллекта подрастающего поколения.
Кто такой интеллектуал? Это человек с высоко развитым умом и аналитическим мышлением. Он способен достигать определенности в определенных и неопределенных условиях посредством познания.
Литература
Мышление и интеллект
Спасибо за ответ. Пару примеров не помешало бы