Задача пенитенциарной системы, как следует из названия (poenitentia — раскаяние), не карать, а способствовать исправлению преступника. Защищать общество не только путем изоляции от него опасных элементов, но и путем создания условий для нормального возвращения этих людей в общество после отбытия наказания. Увы, в случае с Джохаром Царнаевым, исправление вряд ли возможно. Он не раскаялся, не осознал всего ужаса им совершенного. И не осознает и через 40 лет, и через 140, скорее всего. Даже получи он пожизненное, умрет он все равно шахидом - заключение в американской тюрьме после убийства неверных вполне тянет на мученичество во имя Аллаха (может, в теории это и не так, но в Израиле полно таких людей, которые выходят из тюрем героями, так что на деле - очень даже). И в данном случае, когда любой срок не принесет фактической пользы, рациональнее было бы казнить Царнаева - это просто дешевле. Но это не остановит идею, которая и привела Царнаева на скамью подсудимых. Убивать таких мальчишек, никак не решая проблемы с идеологами джихада, а значит подразумевая и едва ли не провоцируя новые теракты и новые казни - вот это преступно.
Справедливо ли казнить Царнаева? Справедлива ли вообще смертная казнь? Спасая одну жизнь - спасаешь человечество. Думаю, что, забирая одну жизнь - забираешь у человечества. В любом случае, мы несем ответственность за то, кем станем мы, кем станут наши потомки, и если мы будем убивать убийц, и если не будем. Есть ли разница между тем, как убивал Царнаев, и как его убиваем мы?
Для этого молодого и здорового парня смертная казнь - это акт гуманизма. Многие десятилетия в тюрьме без всякой надежды на свободу - альтернатива гораздо страшнее.
Никто не вправе отнимать чужую жизнь. Только Бог. Он дал, Он и заберет, когда придет срок. А вот жить среди людей Царнаев не заслуживает, но для этого его не обязательно только убивать.