Вопрос хорош, особенно с точки зверят возврата денежных инвестиций и времени. Так как, чтобы внедрить CRM которая будет помогать в работе, а не станет еще одной сложностью для сотрудников. Необходимо в начале разобраться с цепочкой касания с клиентом (то есть, если клиент оставил заявку , что с ним происходит потом, а если не купил сразу - как менеджер его ведёт до покупки). А также с внутренними бизнес процессами (когда и какие документы, файлы клиенту отправить, чтобы помочь ему принять решение. Когда и кто формирует договор, счёт, УПД). Все это требует внимания, времени и оплаты труда хорошему специалисту, который будет это систематизировать.
По своему лично (и опыту своих клиентов) я замечаю, что систематизировать нужно тогда - когда вы явно видите, что это внедрение освободит время вашим сотрудникам и спасёт их от рутины, это время (особенно в отделе продаж) ценно. После внедрения они должны совершать больше звонков по продажам. А также, благодаря хранению клиентов в едином месте с пометками, они будут понимать: кому позвонить в первую очередь и дожать на оплату, с кем необходимо встретиться и ответить на вопросы, а у кого из клиентов собрать обратную связь о работе и попросить оставить отзыв и/или поделиться рекомендациями.
Лично я в своей практике начинаю вести учёт клиентов с иксель. Да , неудобно! Однако это позволяет на модели таблиц понять, как будет выглядеть CRM система.
Когда база привыкает 100 контактов, начинаем переносить в ЦРМ систему .
Надеюсь я смог простым языком описать для вас реальную ситуацию , зачем и когда нужно внедрять CRM :)
Если у вас есть добавления или вопросы, буду рад обсудить в комментариях .
желаю всем создать четкую и понятную для всех сотрудников систему учёта клиентов!
Да, мессенджер в Пачке удобный