Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Зачем в «Таксисте» Мартина Скорсезе главный герой перед спасением девочки пытается совершить покушение на сенатора?

КиноТакси+1
Oh La la
  ·   · 17,9 K
Студентка, кинолюбитель  · 16 сент 2016

Интерпретация и толкование художественных произведений - дело неблагодарное, но согласиться с тем, что Трэвис Бикл - нестабильный тип, страдающий от комплекса мужской неполноценности, и мечтающий доказать свою мужественность через любой эффектный поступок, мне очень трудно.  Трэвис не просто "нестабильный тип", он социопат со всеми вытекающими последствиями - проблемами с коммуникацией, восприятием социальных норм, очень ограниченной возможностью испытывать привязанности, достаточно ограниченный эмоциональный диапазон. В этом смысле показательны сцены в кинотеатрах с фильмами для взрослых - Трэвис весьма безразлично смотрит на происходящее на экране, при этом спокойно приглашает девушку в такое заведение (учитывая его социопатичное поведение, можно предположить, что он действительно не понимает, что в обществе не принято проводить такие свидания).  При этом Скорсезе не сообщает нам, является ли такое состояние героя следствием посттравматического синдрома ветерана войны.

Но Трэвис Бикл, в первую очередь, самый настоящий экзистенциальный герой, поэтому в его основе - ощущение одиночества и отчуждения, а вовсе не комплекс мужской неполноценности. Отчуждение тут чувствуется на уровне операторской работы, ибо колесящий по ночному Нью-Йорку таксист всегда отделен от него стеклами своей машины, даже с пассажирами его разделяет ряд сидений. Поэтому Бикл почти всегда - отчужденный наблюдатель, самый настоящий посторонний.  

При этом у таксиста есть своя система морально-этических норм, вспомните знаменитые слова об улицах, полных грязи, которую однажды смоет ливень. Очевидно, что ближе к концу фильма герой настолько доведен рядом обстоятельств до отчаяния, что видит единственный выход в личной борьбе с этой грязью. Значит ли это, что ему все равно, убьет он какого-то сенатора или спасет малолетнюю проститутку? Понятно, что Трэвис Бикл будет действовать только в рамках своей морально-нравственной системе координат, где, казалось бы, эти поступки одинаково равноценны, если отнести сутенеров и политиков к этой самой категории "грязи". Однако герой Де Ниро не собирается застрелить какого-то случайного сенатора или разобраться со случайным сутенером. И спасение Айрис, и истребление Палантайна -  в первую очередь очень личные для него акты, а не большие героические или драматические заявления для всего мира.  

Так как у Бикла, как говорилось выше, весьма ограниченная способность испытывать привязанность, а в случае с юной проституткой Айрис он явно ее испытывает, вполне понятно, почему он приходит спасти ее от сутенера в исполнении Харви Кейтеля. Но при чем же тут сенатор и кандидат в президенты Палантайн? Если вы внимательно смотрели фильм, то помните, что между Трэвисом Биклом и сенатором Палантайном есть связующий мостик - героиня Сибилл Шепард Бетси, в которую влюблен таксист. Вполне возможно, что, учитывая, что Бести работает в предвыборном штабе Палантайна, то и Трэвис начинает воспринимать его через определенную призму своего отношения к Бетси. Так совпадает, что он везет сенатора в своем такси как раз в тот момент, когда их отношения с Бетси находятся в стадии развития, поэтому и с самим кандидатом в президенты он разговаривает с определенной долей влюбленности и обожания, искренне уверяя, что, хотя раньше он и не особо интересовался политикой, но теперь убедит всех своих знакомых голосовать за Палантайна. Он даже говорит ему о самом сокровенном и наболевшем - что пора кому-то очистить эти улицы. Сенатор же использует заготовленные неопределенные предвыборные фразы, на что, кажется, Трэвис не обращает внимания. После разрыва же с Бетси 

Видимо, с этим спала и пелена в отношении Палантайна - он тоже оказался таким же лживым, как и другие политики, после которых Трэвису приходится по утрам отчищать сперму с заднего сидения. После этого Скорсезе всегда показывает Бетси где-то рядом с Палантайном, словно усиливая эту связку в ассоциативном ряду. 

Так зачем же создатели ставят эти два эпизода рядом, не дав одному из них случиться? Это действительно направленно на деконструкцию образа героя и героизма вообще, а так же на поддержание всей экзистенциальной концепции. Героизм Трэвиса - это абсурдный героизм. Он герой не потому, что он рожден героем или сам по себе человек героического склада, он герой лишь по воле случая. Лишь какие-то случайные обстоятельства, вроде мимолетного испуга перед сотрудниками секретной службы, приводят к тому, что руководствуясь своими же личными мотивами и убеждениями, совершив такие же выстрелы из того же пистолета, Трэвис Бикл становится спасителем и героем, а не новым Ли Харви Освальдом. 

блестящий ответ!

Киножурналист, кинокритик интернет-портала Film.ru  · 13 сент 2016
Фильм основан на реальной попытке покушения. Некий Артур Бремер пытался убить кандидата в президенты США Джорджа Уолласа.  В своем дневнике Бремер писал, что хочет совершить "смелый и драматичный поступок", который покажет... Читать далее