Прежде всего, пытались задобрить, и совершали для этого некоторые ритуалы. Да, при этом, скорее всего, читались какие-то заклинания, а то и молитвы. (*Те, что сохранились у простого народа до XIX века, можно попытаться глянуть в книге "Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия" под редакции М.Забылина).
Надо понимать, что в языческих культах, которые являются, так сказать, первейшей формой религии, практически каждой стихии, каждому явлению природы, и даже почти каждому предмету придавался магический смысл. В те времена человек, в условиях крайне примитивного развития технологий, минимальных знаний о глубинных механизмах природы и стихий, склонен был видеть первопричиной происходящего вокруг какую-то внешнюю сверхъестественную силу. Так было легче. В свою очередь, её же просили о защите.
Это сейчас, идя в лес, человек захватит с собой компас, мобильный, навигатор, ружьё, палатку, горелку и т.д. А тогда у него мало чего было для защиты от диких зверей, для того, чтобы выбраться, если заблудился, для того, чтобы защититься от разыгравшейся непогоды. Вот и просил он Лешего - духа Леса, чтобы он над ним смилостивился, не завёл в чащу, из которой не выбраться, не пустил по его следу зверей. Кстати, к медведю, например, было отдельное сакральное отношение. Даже само слово является скорее иносказанием, дабы не призносить имя всуе, а реальное скорее всего звучало близко к германскому варианту, и осталось в корне слова "берлога" - "логово бера". Ему были свои почести.
За воду и рыбалку отвечал водяной, за состояние жилища - домовой, за баню - банник и т.д. Но это, между прочим, так сказать духи - "младшие по званию". Далее шли уже более "глобальные" боги, такие как Перун (громовержец; главный в пантеоне, как и во многих других языческих культах), Хорс (солнце), Стрибог (ветер, погодные явления), Велес (прежде всего, покровитель скотоводства), Макошь (женские ремёсла) и т.д. Разумеется всем им молились, и делали жертвоприношения в соответствии с тем, за что они отвечали.