Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Зачем нужно изучать классическую литературу? Разве она не утратила актуальности, раз мир вокруг изменился?

Образование+3
Polina Galash
  ·   · 10,9 K
Поэт, прозаик, филолог, книготорговец.  · 11 февр 2016

А вы не задавались вопросом, почему классическая литература читается в принципе? Как человек, прошедший через две педагогических практики в школе, могу сказать, что классика изучается не столько из-за своей (не)актуальности, сколько из-за ценности для языка и кругозора человека вообще. Понятное дело, что для учеников уроки литературы зачастую связаны с боязнью и, как следствие, нежеланием читать крупные произведения и что-то там анализировать (стоит, однако, сказать, что под литературоведческим анализом в большинстве школ сейчас подразумевается ряд вопросов а-ля "что имел в виду Толстой/Островский/Гоголь/кто-нибудь?"). Да и малая проза и поэзия тоже не притягивает к себе взоры учеников, потому что они считают, что все это скучно.

Сейчас я скажу самую банальную вещь, которую можно сказать: все дело в учителе. Можно и по "Обломову", которого большинство школьников не переваривают, провести ряд таких уроков, что весь класс до самой "камчатки" будет внимать. А можно просто отчеканить приготовленный к уроку материал, задать пару вопросов и пойти домой с чистой совестью, мол, дело-то свое сделал.

Лично у меня получалось далеко не все. На первой практике не очень хорошо складывались уроки по "Дубровскому", потому что сам я не смог его полюбить в свое время, но готовить и вести уроки по нему мне было, как ни странно, интересно, однако детей я заинтересовать не смог. До сих пор не знаю, почему.

На второй практике мне было проще и в психологическом плане, и в методическом. Ведя уроки, посвященные творчеству Есенина, я давал максимум допустимой для школьной программы информации. Большим подспорьем для меня было и то, что я на тот момент уже написал по Есенину три курсовых и писал дипломную работу. Поэтому я знал, чем именно могу заинтересовать, а знал я многим больше среднестатистического школьного учителя. И ребятам было интересно, я это видел, отвечая на их вопросы.

Думаю, мысль о роли учителя я донес. Завершая свою тираду, хочу сказать, что нет понятия актуальной и неактуальной литературы. По крайней мере, данный критерий уж точно нельзя применить к школьной программе. Что у нас, по-вашему, актуально сейчас? Справочники по финансам? Энциклопедия выживания при заоблачном курсе доллара? Пособие для уничтожающих санкционную продукцию? Смех смехом, но классическая литература никуда не денется по одной простой причине: она вне критерия временной актуальности.

P.S.: Как книготорговец, могу сказать, что спрос на классическую литературу, конечно, не огромен, но вполне стабилен и периодически стремится вверх.

Поэт, фотограф, создатель архива "Книжница"...  · 11 февр 2016  · n-e-v-e-r-t-h-e-l-e-s-s.com
Когда в 1945-м году Оппенхаймер, отец атомной бомбы и убеждённый пацифист, присутствовал на первом в истории ядерном испытании, он цитировал слова Бхагавад-Гиты — "Now, I am become Death, the destroyer of worlds" — написанные... Читать далее

Хрен там. Бхагавад гита — это уже йогическая традиция. Не было ее шесть тыщ лет назад. Три — максимум.

Филолог, литературовед, преподаватель языков, поли...  · 19 мая 2021
Спасибо за предоставившийся случай защитить классику. Обычно я выступаю в роли ее прокурора, но надо быть и снисходительным. Тем не менее - основной посыл - классику надо убирать из школьной программы немедленно - остается в... Читать далее
Мой телеграм-канал о литературе. Перейти на t.me/smertavtora

Для думающих...

КНИГИ тел.jpg

Для экономящих энергию головного мозга

КНИГА источник.jpg
психолог-консультант, бизнес-тренер, гештальт-тера...  · 11 февр 2016  ·
id186672748
Мои предположения: 1. Она действительно хорошо написана. Собственно, классической она и становится по двум причинам: она о вневременном в отношениях людей (а не репортаж о посещении чиновником коровника), и она очень... Читать далее
Психологическая консультация 6000 р. в час, гештальт-терапия 3500 р. Перейти на vk.com/id186672748
Работаю в Фонде содействия благотворительности...  · 18 авг 2018
Хочу добавить к ответу выше, что, увы, но классическая литература не имеет ничего общего с той, из которой современный человек получает информацию. Важно, чтобы на уроках литературы в учениках воспитывалось критическое... Читать далее
студент, музыкант  · 12 февр 2016
Выше уже высказали все четко и по полочкам, поэтому я просто хотел бы привести личный пример. Не так давно приобрел электронную книжку, в которой уже был набор русской классики. Получилось так, что я прочитал все книги, которые... Читать далее
В самом вопросе кроется ответ на вопрос."Классическая" литература,что говорит о том,что она будет популярна во все времена.Не зря говорят,что писатели оставляют след в истории,который никак нельзя стереть или вычеркнуть.Даже... Читать далее
Пролетарий умственного труда.  · 5 сент 2018
Затем же, зачем и история. Там всё тоже самое, о чём пишут и современные авторы. И как раз нужно погрузится в это и увидеть, насколько мало человек изменился за тысячелетия. Он всё так же любил, воевал, предавал, унижал... Читать далее
Нужна 100%, говорю как человек её недолюбливающий, от чего, надеюсь, эти слова станут весомее. Здесь есть несколько подводных камней: 1. Что считать классикой? По большому счёту, условно классикой можно назвать всё, что было... Читать далее

прекрасный ответ)благодарю

В первую очередь, неверно, что культурный контекст изменился. Литература и искусство не просто "служат потребностям общества", вдохновляя его членов на труд и на подвиги, а развиваются во многом самостоятельно, и новые... Читать далее
Если человек не слышал об "Одиссее", он не поймёт истории одного дня из жизни дублинского еврея, который постоянно... Читать дальше