А вы не задавались вопросом, почему классическая литература читается в принципе? Как человек, прошедший через две педагогических практики в школе, могу сказать, что классика изучается не столько из-за своей (не)актуальности, сколько из-за ценности для языка и кругозора человека вообще. Понятное дело, что для учеников уроки литературы зачастую связаны с боязнью и, как следствие, нежеланием читать крупные произведения и что-то там анализировать (стоит, однако, сказать, что под литературоведческим анализом в большинстве школ сейчас подразумевается ряд вопросов а-ля "что имел в виду Толстой/Островский/Гоголь/кто-нибудь?"). Да и малая проза и поэзия тоже не притягивает к себе взоры учеников, потому что они считают, что все это скучно.
Сейчас я скажу самую банальную вещь, которую можно сказать: все дело в учителе. Можно и по "Обломову", которого большинство школьников не переваривают, провести ряд таких уроков, что весь класс до самой "камчатки" будет внимать. А можно просто отчеканить приготовленный к уроку материал, задать пару вопросов и пойти домой с чистой совестью, мол, дело-то свое сделал.
Лично у меня получалось далеко не все. На первой практике не очень хорошо складывались уроки по "Дубровскому", потому что сам я не смог его полюбить в свое время, но готовить и вести уроки по нему мне было, как ни странно, интересно, однако детей я заинтересовать не смог. До сих пор не знаю, почему.
На второй практике мне было проще и в психологическом плане, и в методическом. Ведя уроки, посвященные творчеству Есенина, я давал максимум допустимой для школьной программы информации. Большим подспорьем для меня было и то, что я на тот момент уже написал по Есенину три курсовых и писал дипломную работу. Поэтому я знал, чем именно могу заинтересовать, а знал я многим больше среднестатистического школьного учителя. И ребятам было интересно, я это видел, отвечая на их вопросы.
Думаю, мысль о роли учителя я донес. Завершая свою тираду, хочу сказать, что нет понятия актуальной и неактуальной литературы. По крайней мере, данный критерий уж точно нельзя применить к школьной программе. Что у нас, по-вашему, актуально сейчас? Справочники по финансам? Энциклопедия выживания при заоблачном курсе доллара? Пособие для уничтожающих санкционную продукцию? Смех смехом, но классическая литература никуда не денется по одной простой причине: она вне критерия временной актуальности.
P.S.: Как книготорговец, могу сказать, что спрос на классическую литературу, конечно, не огромен, но вполне стабилен и периодически стремится вверх.
Хрен там. Бхагавад гита — это уже йогическая традиция. Не было ее шесть тыщ лет назад. Три — максимум.
Для думающих...
Для экономящих энергию головного мозга
прекрасный ответ)благодарю