Грим - это только один (хоть и мощный) из инструментов в клоунской вселенной. Клоуны Олег Попов, Никулин и Шуйдин, Енгибаров, как и большинство клоунов «золотой» эпохи советской клоунады практически не использовали харАктерный грим. Таков был тренд «нового» советского цирка - клоуны со своим лицом. Это, в принципе, ближе к комику, комическому актеру.
Буффонадный же грим, как вы понимаете, уходит корнями далеко в древний театр, где, чтоб зритель точно понимал, что и кто изображается, актеры надевали маски с застывшей прямой эмоцией. Потом это долго трансформировалось и нарастало много нюансов. Белили лицо, чтобы мимику актеру в условиях плохого освещения было лучше видно. Итальянский «Театр масок» дель’арте принес нам сложившиеся маски-персонажи: Пульчинелло, Арлекино, Сганареля. Родоначальником сложившегося образа клоуна по костюму и гриму считают Джозефа Гримальди, с преувеличенным, гротескным костюмом и гримом. Все это преследовало цель быстро ответить на вопрос зрителя «кто это?». Нарисованная улыбка - хитрец, трикстер, вечельчак. Вздёрнутые брови - признак наивности, простоватости. Слезы на щеках Пьеро - признак меланхоличного характера. Это позволяло и позволяет разыгрывать сценки без долго экспозиционного раскрытия персонажей. Нам условно обозначают кто есть кто.
Страх клоунов в современном мире начался после произведений Кинга и их экранизации. Ведь он, для остроты конфликта, столкнул «лед и пламень» - клоуна (образа доброты и радости), образ которого надевает на себя самое ужасное существо. За что мы этому талантливому автору сильно «благодарны»). Сейчас именно современным клоунам приходится быть очень аккуратными с этим инструментом. Это, если кратко.