Обычно мощный яд - это результат гонки вооружений, "войны брони и меча" между хищником и жертвой.
Самым знаменитым примером такой гонки вооружений являются гепард и антилопа: со временем выживают всё более быстрые антилопы, и поэтому чтобы охотиться на них, требуются всё более быстрые гепарды. Гонка прекращается, когда один из участников упирается в пределы своих технологических возможностей. Дальнейший рост скорости антилоп пошёл бы в ущерб другим функциям, поэтому их скорость остановилась на нынешнем уровне.
Виды со сверхмощными ядами всегда возникают из-за того, что какая-то из их жертв, составляющих важную часть рациона, приобретает иммунитет к яду. В результате у хищников идёт отбор на самый сильный яд, который мог бы пробить иммунитет жертвы. Так, например, некоторые виды сусликов, которыми питаются кобры, почти неуязвимы для их яда.
Случай с каракуртом сложнее: каракурт широко распространён, в разных регионах охотится на разные виды жертв и сегодня трудно понять, где он возник и на кого конкретно там питался. Ни у одной из его жертв нет иммунитета к его яду.
Недавние исследования, проведенные американским Сообществом по Объединённой и Сравнительной Биологии (Society of Integrative and Comparative Biology) показали, что яд каракурта формировался, по видимому, для успешной охоты на жертв, сильно превосходящих его размером. На ящериц и мелких грызунов. khou.com