Могут. За систематические прогулы. Но прежде предпринимаются меры по выяснению и устранению причин, выносятся предупреждения, проводится профилактическая работа с учеником и его законными представителями (беседы, осмотры жилищных условий, наблюдение и контроль).
Сначала беседуют с законными представителями несовершеннолетнего. И с самим учеником.
Если эффекта не возымело или родители (представители) не идут на контакт, а ученик продолжает без уважительной причины пропускать занятия, тогда классный руководитель с социальным педагогом посещают ученика по месту пребывания, составляют акт жилищно-бытовых условий, выясняют обстоятельства и условия жизни. В более сложных случаях к ним присоединяется инспектор ПДН и/или работники социальных служб, органов опеки.
Далее по нарастующей, по степени неэффективности предыдущих действий.
1. Совет профилактики в школе, куда вызывается ученик и его представитель/родитель. Обычно за этим следует внутришкольный учёт до устранения проблемы. Но чаще ограничиваются предупреждением, если это первый совет у учащегося и до этого он не проявлял себя с отрицательной стороны. А дальше смотрят, как соблюдаются условия и сроки устранения проблемы.
2. Внутришкольный учёт. Это сугубо внутренний учёт конкретной школы. Учащиеся в группе риска или в трудной жизненной ситуации. Да, прогулы могут квалифицироваться совершенно по-разному. Учёт подразумевает наблюдение и особый контроль ученика со стороны классного руководителя, социального педагога школы, при необходимости педагога-психолога. Действия родителей/представителей в этой ситуации тоже под особым наблюдением.
3. Социальный педагог отправляет официальное ходатайство в КДНиЗП о том, что школа применила достаточные и необходимые действия по устранению проблемы, требуются расширенные полномочия для устранения проблемы, которыми КДНиЗП как раз обладают. Если по-хорошему организация не смогла договориться ни с учеником, ни с родителями, пропуски продолжаются, родителей начинают штрафовать за невыполнение родительских обязанностей. Необоснованные пропуски школьных занятий трактуются законом, как родители/представители не осуществляют право ребенка на получение обязательного образования.
Родители и ученик ставятся на учёт уже сюда, вызываются на "ковер" в КДНиЗП. Так же совместно со школьными педагогами и специалистами разрабатывается программа работы с учеником и родителями. Работа с учеником и беседы с родителями становятся подотчетными КДНиЗП.
- ПДН. Ну, это совсем безнадёжные случаи с элементами асоциальности или девиантности.