Илья Шишкин написал довольно точный и хороший ответ.
Я тоже могу ответить только про обычные, а не высшие учебные муз.заведения. Я 7 лет отучилась в обычной музыкальной школе по специальности вокал, и несколько лет также ходила в школу церковного пения (по настоянию родителей в детстве и подростковом возрасте).
В принципе, у меня были довольно адекватные учителя, но интерес к музыке действительно не нашел там никакого развития, если не наоборот. Я не помню, чтобы меня как-то учили развивать и укреплять связки и делать специальные для этого упражнения - всё, чем я занималась на уроке вокала, это просто петь произведения так, как получалось. Абсолютно не нравился репертуар произведений - большей частью приходилось петь либо что-то народное, либо романсы. Нет, я не говорю, что мне хотелось бы тренироваться на песнях Бритни Спирс или Никки Минаж, но какого-то разнообразия всё же очень не хватало.
С фортепиано у меня вовсе не сложилось. У меня некоторые проблемы с концентрацией, и порой я могла сбиться на моменте, который давно знала наизусть, или сбиться с ритма. Преподавателю это казалось просто "несобранностью" или ленью, четко помню несколько раз, когда урок заканчивался моими рыданиями.
Про сольфеджио и прочие теоретические уроки мало что помню, помню только бесконечные диктанты на слух.
Единственное, что по настоящему нравилось - это хоровое пение, поскольку нас было много, было весело и конкретно твои промахи при групповом исполнении не так заметны, как при индивидуальном. Но и пользы от таких занятий значительно меньше, если мне было сложно, заканчивалось все просто тихим мурлыканием под нос, лишь бы не услышали мои ошибки и не начали выносить мозг при всех.
Простора для разнообразия, импровизирования и поиска себя действительно было мало - помню, как-то спросила, нельзя ли мне ради интереса попробовать исполнить партии для другого диапазона голоса, получила в ответ резкое "нет".
Школа церковного пения - это отдельная история, с которой связаны довольно мрачные воспоминания, о которых не очень хочется вспоминать. Скажу только, что мне там скорее испортили манеру пения, чем привили что-то положительное.
Сейчас я очень люблю музыку как слушатель, а вот сама не пою и не играю действительно с последнего звонка в музыкалке. Пригодился просто скорее опыт обучаться чему-то. Ну и может я воспринимаю музыку чуть глубже, чем те, у кого нет музыкального образования, хотя я в этом сомневаюсь.
Ну, а в высшее музыкальное образовательное учреждение стоит идти исключительно в том случае, если хотите связать свою жизнь с музыкой и по-настоящему её любите. Мой брат, например, отучился в консерватории, и сейчас строит очень успешную карьеру дирижера. В ином случае поступать в такие заведения смысла вообще не вижу.