В моем случае не будет "чистоты эксперимента", т.к. я художник, но все же отвечу на данный вопрос. По настоящему интересные произведения крупных художников современного искусства МАКЕТИРУЮТСЯ. Пусть это будет шоком для тех, кто говорит о субъективном характере творчества, но искусство - это творчество в системе культуры. Поэтому произведения для крупных биеннале сначала обговариваются с кураторами этих проектов, а потом уже делаются (т.к. надо посчитать реакцию на наих в той или иной стране).
Сейчас не самое лучшее время, чтобы быть Демиургом, рождающим нечто в недрах своей мастерской, дабы со скандалом это явить миру. Скандалы сейчас просчитываются, макетируются и проговариваются сперва (например, у группы Pussy Riot был идеолог-консультант, кто все их акции продумывал). Это все к тому, что навык "описывать словами картину, которую надо сделать" весьма распространён в сфере современного искусства.
Что касается моей личной художественной практики, я очень часто проговариваю свои картины словами, а потом их делаю. Мой компаньон также очень часто описывает идеи картин, которые он хотел бы видеть созданными другими авторами, а также своих собственных