Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Всегда ли стоит смотреть режиссерскую версию фильма?

КиноФильмы
Константин Артемьев
  ·   · 2,9 K
пенсионер, еще не маразматик интересы история...  · 16 мар 2021

Когда мы смотрим фильм в кинотеатре или экране телевизора, мы мало задумывается о том, какой первоначальный вариант хотел внести режиссер при создании своего фильма, нам главное, чтобы сюжет был интересен, артисты хорошо играли и чтобы после остались приятные впечатления. А ведь две версии фильма - театральная /иначе, прокатная/и режиссерская.

Театральная версия фильма. Это то, что мы видим на экранах. То есть та же длительность, дубляж и прочее. Как правило, если нет отображения о принадлежности картины к какому либо варианту, то это и есть театралка. По сути, все что мы смотрели, в 98 % случаях и есть театральная версия.

Режиссёрская версия фильма. Это та версия, которую задумал сам режиссёр при создании картины. Надо учитывать, что в киноиндустрии, обычно, главный на площадке это продюсер, они на своё усмотрение вносят коррективы в сценарий, актеров и другие части будущего фильма для наиболее прибыльного проката. Режиссер вынужден подчиниться этим требованиям, так как в жизни "кто платит деньги, тот и танцует девушку". Однако, чтобы показать свою самобытность и индивидуальность, режиссер, иногда, идет на принцип и вот тогда появляется режиссерская версия, это может быть как и полностью переработанный в плане сюжета и сцен фильм, например "Расплата" 1996 (театральная) и 2006 (режиссерская), так и изменённая визуально, например "Мгла", 2007. Бывает, что и режиссер, снимавший театральную версию, не участвует в создании режиссёрской, например "Чужой 3". В основном также выпускаются для увеличения спроса на продажу дисков. То есть по сути дела это специально отредактированная версия кинофильма, цель которой состоит в том, чтобы показать зрителю вырезанный ранее (или добавленный позже) материал. Так например "Мстители: Война бесконечности", которая была выпущена на дисках DVD в 2018 г. содержит много вырезанных сцен. Режиссёрские версии никогда не выходят в общественный показ, но часто доступны в продаже.

Отвечаю на вопрос: "Всегда ли стоит смотреть режиссерскую версию фильма?" Лично мое мнение - не всегда это надо делать. Приведу пример отличного фильма, который мы все знаем - "Белое солнце пустыни".

Вспомните какие артисты в нем снимались - Спартак Мишулин, Павел Луспекаев, Анатолий Кузнецов, Раиса Курникова /Годовиков "Петруха" уже другая история, не выдержал славы/. Это один из немногих фильмов с неподдельной народной любовью. Как мы ждали, что Верещагин выплывет и останется жить. Так, наверное, наши дедушки и бабушки ждали, что Чапаев выйдет на берег Урала. Не случилось. "Госпожа Удача", к сожалению, благоволит не всем, кто этого заслуживает.

К 90-летию В.Мотыля вышла книга "В стране своего «Я», в которой были опубликованы дневники, предоставленные родственниками режиссера. В книге описана история создания знаменитого фильма «Белое солнце пустыни», первоначально у этого фильма был снят другой финал.

Трактор -7.jpg

фото - съемки фильма.

Так, в финале фильма, по требованию худсовета киностудии «Мосфильм», были значительно сокращены сцены заключительной перестрелки Сухова с бандой Абдуллы, а также драки Верещагина с бандитами на баркасе. Мотыль отметил, что больше всего ему было жаль именно Луспекаева, так как съемки противостояния Верещагина с бандитами давались актёру нелегко – он был на протезах и ему было очень тяжело и больно исполнять трюки, которые потом так и не вошли в фильм.

Председатель худсовета и главный редактор «Мосфильма» Качалова посчитала, что «мордобоя на баркасе чересчур много» и он перегружает сюжетную линию финала картины. Мол, его задача погибнуть вместе с баркасом и находящимися на нем бандитами, так зачем перед этим устраивать там такую жестокую драку? Известно, что именно Качалова, в своем время, серьезно сократила боевые противоборства в «Неуловимых мстителях», а ведь именно за эти сцены этот фильм любили все подростки.

По воспоминаниям других кинорежиссеров, Качалова имела свой женский взгляд на кино, поэтому любые драки и противоборства киногероев считала ненужным и даже вредным подражанием западным фильмам-боевикам. А так как у неё были большой авторитет и особые полномочия, как главного редактора, то не считаться с ней было нельзя.

В результате из фильма было вырезано больше половины эпизода, как Верещагин, перед тем как завести баркас, расправляется со всеми боевиками, которые там находились. Далее он один остаётся на баркасе и заводит его только для того, чтобы подойти поближе к берегу и помочь окруженному со всех сторон Сухову. Тем трагичнее выглядела бы его гибель, уже как победителя на этом корабле - получается о расправился со всеми бандитами, а потом сам же убил себя, с невольным участием Сухова.

В перестрелке Сухова с бандитами, также пришлось многое переснять. Убрали красочную сцену решающего противоборства Сухова и Абдуллы в воде. И когда Сухов, уже сам весь израненный и еле живой, наконец, убивает Абдуллу, то женщины, увидев это, пробегают мимо окровавленного Сухова, которому требуется помощь, к телу убитого Абдуллы и начинают над ним горестно рыдать. Крупным планом показывают лицо Сухова, на котором отражено безысходное разочарование. И от гибели Верещагина, которую он сам организовал, не ведая того. И от реакции этих женщин на смерть Абдуллы, ради которых он рисковал своей жизнью. Короче, вроде он и победил, но только после этого самому жить не хочется...

Режиссер хотел лейтмотивом фильма сделать поговорку главного героя: «Восток-дело тонкое!», мол у них свои непонятные нам ценности, и не стоит туда лезть «со своим самоваром». Но так как эти сцены были удалены, такая мысль в фильме потерялась.

Добавить трагизма финалу должна была сцена сумасшествия жены Верещагина после гибели мужа.

Увидев, как взорвался баркас с Павлом, Настасья теряет рассудок и бросив всё идет в пустыню к засыпанным песком рельсам заброшенной железной дороги. Бормоча бессвязные слова о Паше, об Астрахани, о доме, она начинает ползать по шпалам и руками сметать песок с рельс, так как ей кажется, что если она очистит рельсы от песка, то по ним придет поезд и заберет её.

Но от всего этого, по требованию худсовета, была оставлена лишь пятисекундная сцена, как опустив руки, она, убитая горем, идет по берегу мимо лошадей.

Короче, весь трагизм в финале был убран, а заключительная сцена сделана очень даже оптимистичной – Сухов, живой и здоровый, через пески бодро продолжает свой путь домой. И мы уже не сомневаемся в том, что он вскоре встретится со своей «разлюбезной Катериной Матвеевной» и всё у них будет замечательно.

Вот такая история с концовкой фильма. Можно спорить, что лучше: тот финал, который хотел сделать режиссер В.Мотыль или тот, который мы видим в фильме? Мое личное мнение - второе, хотя финал трагический, но он оставляет какую-то надежду. Первый вариант /по Мотылю/ был бы через чур тяжелый и оставил бы очень тяжкое впечатление. Не каждый бы зритель захотел бы еще раз смотреть фильм с такой трагической концовкой /особенно, сумашествие жены Верещагина/. В качестве примера, вспомнил фильм "Черный Бим, Белое Ухо". Какой отличный фильм и какая тяжелая концовка. Из-за этого трагического финала еще раз его смотреть не буду. Вполне возможно, так бы получилось и с "Белым солнцем в пустыне".

В Интернете, по соответствующему запросу, можно найти вырезанные сцены из "Белого солнца пустыни". Я нашел и посмотрел, на душе стало тяжело и для себя понял, что с таким финалом, я бы его, также, второй раз пересматривать бы не стал. Считаю, что это тот редкий случай, когда цензура, из просто хорошого фильма, сделала очень хороший фильм, настоящий шедевр.

Трактор -6.jpg

Для полноты ответа можно рассмотреть историю создания «Супермен 2» В 1977 году продюсеры Илья и Александр Салкинды наняли Ричарда Доннера, уже прославившегося постановкой «Омена», для съёмок сразу двух частей «Супермена».Режиссёр полностью переписал огромный сценарий Марио Пьюзо. В начале «Супермена» и его сиквел снимали параллельно. Но потом у продюсеров и Доннера начались разногласия: режиссёр утверждал, что его всё время торопили, ставя нереальные сроки, и ограничивали бюджет.

Из-за споров решили сначала закончить первую часть, а потом уже доделать продолжение. На тот момент Доннер уже отснял около 75% «Супермена 2». Но завершить картину ему так и не дали.

Трактор-0.jpg

Салкинды пригласили Ричарда Лестера, который выступал своеобразным посредником между Доннером и студией. Тот согласился работать по довольно странной причине: продюсеры задолжали Лестеру денег за фильм «Три мушкетёра» и его сиквел. Салкинды несколько лет тянули с выплатами даже после решения суда и пообещали вернуть долг, если он поможет закончить «Супермена 2».

В итоге Доннеру просто отправили телеграмму, что его отстраняют от работы над сиквелом, и доделывал картину более лояльный к продюсерам Лестер.

По сюжету, суд Криптона заключает генерала Зода и его сподвижников в Фантомную зону. Спустя годы Супермен, спасая Париж от террористов, выкидывает ядерную бомбу в космос. Взрыв освобождает Зода, и он отправляется на Землю мстить последнему криптонианцу.

Сначала из картины убрали все сцены с Марлоном Брандо, который сыграл Джор-Эла — отца Супермена. Сделали это просто чтобы не платить актёру положенный по контракту процент от сборов. Теперь формально считалось, что он снимался только в первой части.

Однако, это привело к огромной сюжетной дыре. В версии Доннера голограмма отца помогла Супермену вернуть свои силы. Лестер эту сцену ничем не заменил.

Фильм в целом решили сделать более лёгким и комедийным: добавили шуток и изменили цветовую гамму на более яркую. Всё это сильно повредило целостности картины. Убрали многие жестокие поступки Зода: убийство астронавтов и подчинение президента США. А в сцене, где злодеи рушат город, используя супер-дыхание, добавили «смешных» моментов с улетевшими париками и мороженым, летящим в лицо. Это не слишком хорошо стыкуется с общей мрачностью момента

Но, в итоге, картина вышла отличной и зрители приняли её с восторгом, прокат прошёл очень успешно. О варианте Доннера забыли на долгие годы.

В 2001 году «Супермена 2» решили отреставрировать для выпуска на DVD — тогда в архивах и обнаружили оригинальную версию. Об этом узнали поклонники фильма, и студию завалили требованиями выпустить Donner Cut. Компания Warner Bros. пошла навстречу, решив использовать релиз как часть рекламы «Возвращения Супермена» Брайана Сингера. Думаю закономерно, что в итоге новый фильм провалился, а «Супермен 2» Доннера окрестили одной из лучших режиссёрских версий в истории. Оригинал не такой яркий и нелепый, как театральная версия, но возвращение удалённых сцен делает историю более связной и логичной.

Надеюсь, я дал полный ответ на поставленный автором вопрос. Для этот мною использована информация, находящаяся в свободном доступе на разных сайтах Интернета.

1 эксперт согласен

Развернутый ответ с экскурсом в историю кино, неплохо