Когда мы смотрим фильм в кинотеатре или экране телевизора, мы мало задумывается о том, какой первоначальный вариант хотел внести режиссер при создании своего фильма, нам главное, чтобы сюжет был интересен, артисты хорошо играли и чтобы после остались приятные впечатления. А ведь две версии фильма - театральная /иначе, прокатная/и режиссерская.
Театральная версия фильма. Это то, что мы видим на экранах. То есть та же длительность, дубляж и прочее. Как правило, если нет отображения о принадлежности картины к какому либо варианту, то это и есть театралка. По сути, все что мы смотрели, в 98 % случаях и есть театральная версия.
Режиссёрская версия фильма. Это та версия, которую задумал сам режиссёр при создании картины. Надо учитывать, что в киноиндустрии, обычно, главный на площадке это продюсер, они на своё усмотрение вносят коррективы в сценарий, актеров и другие части будущего фильма для наиболее прибыльного проката. Режиссер вынужден подчиниться этим требованиям, так как в жизни "кто платит деньги, тот и танцует девушку". Однако, чтобы показать свою самобытность и индивидуальность, режиссер, иногда, идет на принцип и вот тогда появляется режиссерская версия, это может быть как и полностью переработанный в плане сюжета и сцен фильм, например "Расплата" 1996 (театральная) и 2006 (режиссерская), так и изменённая визуально, например "Мгла", 2007. Бывает, что и режиссер, снимавший театральную версию, не участвует в создании режиссёрской, например "Чужой 3". В основном также выпускаются для увеличения спроса на продажу дисков. То есть по сути дела это специально отредактированная версия кинофильма, цель которой состоит в том, чтобы показать зрителю вырезанный ранее (или добавленный позже) материал. Так например "Мстители: Война бесконечности", которая была выпущена на дисках DVD в 2018 г. содержит много вырезанных сцен. Режиссёрские версии никогда не выходят в общественный показ, но часто доступны в продаже.
Отвечаю на вопрос: "Всегда ли стоит смотреть режиссерскую версию фильма?" Лично мое мнение - не всегда это надо делать. Приведу пример отличного фильма, который мы все знаем - "Белое солнце пустыни".
Вспомните какие артисты в нем снимались - Спартак Мишулин, Павел Луспекаев, Анатолий Кузнецов, Раиса Курникова /Годовиков "Петруха" уже другая история, не выдержал славы/. Это один из немногих фильмов с неподдельной народной любовью. Как мы ждали, что Верещагин выплывет и останется жить. Так, наверное, наши дедушки и бабушки ждали, что Чапаев выйдет на берег Урала. Не случилось. "Госпожа Удача", к сожалению, благоволит не всем, кто этого заслуживает.
К 90-летию В.Мотыля вышла книга "В стране своего «Я», в которой были опубликованы дневники, предоставленные родственниками режиссера. В книге описана история создания знаменитого фильма «Белое солнце пустыни», первоначально у этого фильма был снят другой финал.
фото - съемки фильма.
Так, в финале фильма, по требованию худсовета киностудии «Мосфильм», были значительно сокращены сцены заключительной перестрелки Сухова с бандой Абдуллы, а также драки Верещагина с бандитами на баркасе. Мотыль отметил, что больше всего ему было жаль именно Луспекаева, так как съемки противостояния Верещагина с бандитами давались актёру нелегко – он был на протезах и ему было очень тяжело и больно исполнять трюки, которые потом так и не вошли в фильм.
Председатель худсовета и главный редактор «Мосфильма» Качалова посчитала, что «мордобоя на баркасе чересчур много» и он перегружает сюжетную линию финала картины. Мол, его задача погибнуть вместе с баркасом и находящимися на нем бандитами, так зачем перед этим устраивать там такую жестокую драку? Известно, что именно Качалова, в своем время, серьезно сократила боевые противоборства в «Неуловимых мстителях», а ведь именно за эти сцены этот фильм любили все подростки.
По воспоминаниям других кинорежиссеров, Качалова имела свой женский взгляд на кино, поэтому любые драки и противоборства киногероев считала ненужным и даже вредным подражанием западным фильмам-боевикам. А так как у неё были большой авторитет и особые полномочия, как главного редактора, то не считаться с ней было нельзя.
В результате из фильма было вырезано больше половины эпизода, как Верещагин, перед тем как завести баркас, расправляется со всеми боевиками, которые там находились. Далее он один остаётся на баркасе и заводит его только для того, чтобы подойти поближе к берегу и помочь окруженному со всех сторон Сухову. Тем трагичнее выглядела бы его гибель, уже как победителя на этом корабле - получается о расправился со всеми бандитами, а потом сам же убил себя, с невольным участием Сухова.
В перестрелке Сухова с бандитами, также пришлось многое переснять. Убрали красочную сцену решающего противоборства Сухова и Абдуллы в воде. И когда Сухов, уже сам весь израненный и еле живой, наконец, убивает Абдуллу, то женщины, увидев это, пробегают мимо окровавленного Сухова, которому требуется помощь, к телу убитого Абдуллы и начинают над ним горестно рыдать. Крупным планом показывают лицо Сухова, на котором отражено безысходное разочарование. И от гибели Верещагина, которую он сам организовал, не ведая того. И от реакции этих женщин на смерть Абдуллы, ради которых он рисковал своей жизнью. Короче, вроде он и победил, но только после этого самому жить не хочется...
Режиссер хотел лейтмотивом фильма сделать поговорку главного героя: «Восток-дело тонкое!», мол у них свои непонятные нам ценности, и не стоит туда лезть «со своим самоваром». Но так как эти сцены были удалены, такая мысль в фильме потерялась.
Добавить трагизма финалу должна была сцена сумасшествия жены Верещагина после гибели мужа.
Увидев, как взорвался баркас с Павлом, Настасья теряет рассудок и бросив всё идет в пустыню к засыпанным песком рельсам заброшенной железной дороги. Бормоча бессвязные слова о Паше, об Астрахани, о доме, она начинает ползать по шпалам и руками сметать песок с рельс, так как ей кажется, что если она очистит рельсы от песка, то по ним придет поезд и заберет её.
Но от всего этого, по требованию худсовета, была оставлена лишь пятисекундная сцена, как опустив руки, она, убитая горем, идет по берегу мимо лошадей.
Короче, весь трагизм в финале был убран, а заключительная сцена сделана очень даже оптимистичной – Сухов, живой и здоровый, через пески бодро продолжает свой путь домой. И мы уже не сомневаемся в том, что он вскоре встретится со своей «разлюбезной Катериной Матвеевной» и всё у них будет замечательно.
Вот такая история с концовкой фильма. Можно спорить, что лучше: тот финал, который хотел сделать режиссер В.Мотыль или тот, который мы видим в фильме? Мое личное мнение - второе, хотя финал трагический, но он оставляет какую-то надежду. Первый вариант /по Мотылю/ был бы через чур тяжелый и оставил бы очень тяжкое впечатление. Не каждый бы зритель захотел бы еще раз смотреть фильм с такой трагической концовкой /особенно, сумашествие жены Верещагина/. В качестве примера, вспомнил фильм "Черный Бим, Белое Ухо". Какой отличный фильм и какая тяжелая концовка. Из-за этого трагического финала еще раз его смотреть не буду. Вполне возможно, так бы получилось и с "Белым солнцем в пустыне".
В Интернете, по соответствующему запросу, можно найти вырезанные сцены из "Белого солнца пустыни". Я нашел и посмотрел, на душе стало тяжело и для себя понял, что с таким финалом, я бы его, также, второй раз пересматривать бы не стал. Считаю, что это тот редкий случай, когда цензура, из просто хорошого фильма, сделала очень хороший фильм, настоящий шедевр.
Для полноты ответа можно рассмотреть историю создания «Супермен 2» В 1977 году продюсеры Илья и Александр Салкинды наняли Ричарда Доннера, уже прославившегося постановкой «Омена», для съёмок сразу двух частей «Супермена».Режиссёр полностью переписал огромный сценарий Марио Пьюзо. В начале «Супермена» и его сиквел снимали параллельно. Но потом у продюсеров и Доннера начались разногласия: режиссёр утверждал, что его всё время торопили, ставя нереальные сроки, и ограничивали бюджет.
Из-за споров решили сначала закончить первую часть, а потом уже доделать продолжение. На тот момент Доннер уже отснял около 75% «Супермена 2». Но завершить картину ему так и не дали.
Салкинды пригласили Ричарда Лестера, который выступал своеобразным посредником между Доннером и студией. Тот согласился работать по довольно странной причине: продюсеры задолжали Лестеру денег за фильм «Три мушкетёра» и его сиквел. Салкинды несколько лет тянули с выплатами даже после решения суда и пообещали вернуть долг, если он поможет закончить «Супермена 2».
В итоге Доннеру просто отправили телеграмму, что его отстраняют от работы над сиквелом, и доделывал картину более лояльный к продюсерам Лестер.
По сюжету, суд Криптона заключает генерала Зода и его сподвижников в Фантомную зону. Спустя годы Супермен, спасая Париж от террористов, выкидывает ядерную бомбу в космос. Взрыв освобождает Зода, и он отправляется на Землю мстить последнему криптонианцу.
Сначала из картины убрали все сцены с Марлоном Брандо, который сыграл Джор-Эла — отца Супермена. Сделали это просто чтобы не платить актёру положенный по контракту процент от сборов. Теперь формально считалось, что он снимался только в первой части.
Однако, это привело к огромной сюжетной дыре. В версии Доннера голограмма отца помогла Супермену вернуть свои силы. Лестер эту сцену ничем не заменил.
Фильм в целом решили сделать более лёгким и комедийным: добавили шуток и изменили цветовую гамму на более яркую. Всё это сильно повредило целостности картины. Убрали многие жестокие поступки Зода: убийство астронавтов и подчинение президента США. А в сцене, где злодеи рушат город, используя супер-дыхание, добавили «смешных» моментов с улетевшими париками и мороженым, летящим в лицо. Это не слишком хорошо стыкуется с общей мрачностью момента
Но, в итоге, картина вышла отличной и зрители приняли её с восторгом, прокат прошёл очень успешно. О варианте Доннера забыли на долгие годы.
В 2001 году «Супермена 2» решили отреставрировать для выпуска на DVD — тогда в архивах и обнаружили оригинальную версию. Об этом узнали поклонники фильма, и студию завалили требованиями выпустить Donner Cut. Компания Warner Bros. пошла навстречу, решив использовать релиз как часть рекламы «Возвращения Супермена» Брайана Сингера. Думаю закономерно, что в итоге новый фильм провалился, а «Супермен 2» Доннера окрестили одной из лучших режиссёрских версий в истории. Оригинал не такой яркий и нелепый, как театральная версия, но возвращение удалённых сцен делает историю более связной и логичной.
Надеюсь, я дал полный ответ на поставленный автором вопрос. Для этот мною использована информация, находящаяся в свободном доступе на разных сайтах Интернета.
Развернутый ответ с экскурсом в историю кино, неплохо