Агрессивность – это, кроме биологически обусловленного нормативного и эволюционно значимого поведения, еще и свойство личности, основанного на особенностях характера, которая выражается в готовности к агрессивному восприятию и соответствующей интерпретации поведения в рамках межличностных отношений. Действия насилия (абьюз) – это направленность агрессии на причинение физического, психоэмоционального, морального и иного ущерба – т.е. «это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее правилам и нормам существования людей в обществе, наносят вред объектам и/или субъектам нападения (Зинченко, «психологический словарь», 1996).
В фокусе нашего поведения находится именно деструктивная форма агрессии в виде проявления насилия, которая состоит в нарушении морально-этических норм, разрушении и искажении отношений с окружающими, влиянии на личность пострадавшей стороны, которая вынуждена подстраиваться/деформироваться в межличностных отношениях. Проявлять насилие могут разные люди – как психически здоровые, так и с проявлением актуального психопатологического состояния. Кроме того, имеет важное значение и то, какие установки относительно насилия есть у самого человека. В одних случаях это приводит к легкому возникновению действия насилия, но зачастую даже к повторным, однотипным проявлениям насилия; в других же – препятствуют таким поступкам («Агрессия и психическое здоровье», 2002). Также, существенную роль играет объективно существующая психотравмирующая ситуация или патологически интерпретируемая ситуация (Шостакович, 1997).
Таким образом, важно опираться на ситуацию каждого конкретного человека и его особенности личности. Если разделять проявление насилие на аффективное (горячее) и инструментальное (холодное), то психологическая работа будет происходить с учетом этого ключевого фактора. Как мы уже говорили выше, проявлять насилие может и психически здоровый человек, так и с разными психопатологическими особенностями личности, однако в первом случае обычно речь идет про психотравмирующую ситуацию и ее «туннельную» интерпретацию, вызывающую излишне эмоциональный и агрессивный отклик, тогда как во втором, холодном, человек, совершающий насилие, не испытывает каких-то особых эмоций гнева, а игнорирует морально-этические, нравственные, ценностные нормы текущей культуры. Здесь речь идет об эмоционально-волевом нарушении (отсутствие эмпатии, эмоциональная холодность), возбудимость, конфликтность, раздражительность, импульсивность, склонность к употреблению алкоголя и/или психоактивных веществ.
Отвечая на вопрос, надо/можно ли им помочь, чтобы остановить насилие, то – да. Да, специальная психологическая работа, направленная на коррекцию агрессивно-деструктивного поведения, иногда в команде с психиатром и социальным работником, помогает остановить проявление насилия. Это происходит через осознание этих паттернов, через навыки саморегуляции, через развитие (или научение) эмоционального интеллекта, через социо-психологическую адаптацию и поиск альтернативы – как иначе можно справляться со своими особенностями личности без ущерба для себя и окружающим. Это длительная работа и долгосрочная работа, которая, в некоторых сложных случаях, может занять и 2-3 года.
Важно помнить, что алкогольное и/или наркотическое опьянение усугубляют все особенности личности, которые связаны с проявление насилия, поэтому необходимо отказаться от употребления.
И, конечно, у человека должна быть собственная мотивация остановиться в проявлении насилия. Такой мотивацией может быть – сохранение отношений, сохранение семьи, преуменьшение насилия в обществе, собственное психическое и психологическое благополучие. Выход есть.