Блаженный Августин в работе "Град Божий' говорит: " Вера и разум должны быть в
соподчинении друг другу".. . животные верить в Бога не умеют, потому как только человек обладает разумной душой. Познание человек получает из чувственного опыта, но в человеке присутствует и внутренний опыт познания, чем-то напоминающий озарение, интуицию. Теория иллюминизма предполагает, что свет, которым освещен человек, это "свет божественного Разума". Истины вечны и человек познает только через разумное познание самого себя, в своем внутреннем духовном мире,- это и есть созерцание мира, считает блаженный Августин. Потому что каждый человек имеет в себе понятие "Истина". Законы нравственности, - это такой же закон истины, которые познаваемы только разумом. Суждение о человеке мы воссоздаем также посредством разума. Потому что человек субстанциональной носитель (душа), а мы все субстанциональное деятели сверхвременного и сверхпространственного единства множественности в нашем пространстве-времени. Поэтому понятие "добро и зло", "красота", "справедливость" "любовь", "милосердие" и т. д. доступно только человеку. В отличае от других материальных предметов, вещей нашего пространства-времени, так например, стул не может быть добрым, или злым, животное не знает таких понятий как "совесть", "нравственность" . Потому что человек причастен к божественному бытию (субстанциональный носитель-свойство души). Чувства дают правильное познание, но только в сочетании и в гармонии с разумом, так как познание есть восприятие окружающего мира. Главное условие познания мира умопостигаемого осуществляется через самопознание. Познание материального мира, это познание сотворенного Богом мира. Внешний мир активен и действует на нас посредством световых излучений. Материя - это только потенциальная возможность (свойство материи). Если сознание человека есть "отражение окружающей действительности", то в этом случае получается, что человек пассивен, а мир активен. Но более низкое не может воздействовать на более высокий уровень бытия. Потому что душа активна, ввиду того, что душа является субстанциональным носителем, а материя пассивна (качество материи). Только божественный свет действует на человека в нашем пространстве и просвещает его светом Разума. Человек не может воздействовать на умопостигаемый мир, он только может созерцать, так как мир разума индивидуального субстанционального деятеля ниже божественного, потому что принадлежит другой форме бытия, в отличае от Абсолютноц Субстанции. Бог - обладатель Абсолютной Мудрости, так как это одно из свойств Его совершенств : 1Цар.2:3, Иов. 9:4, 12:13, 37:16, Прит. 8:14, Ис. 28:29, Дан. 2:20. Созерцание, - это тоже опыт видения божественной истины (умозрение, интуиция). Мышление не создаёт их, а находит в предмете, открывает их путем интеллектуального созерцания. Потому что в составе предмета они образуют его строение, ту системность его, без которой не возможно знание о предмете познания. Человек способен познавать только мир Логоса (умопостигаемый мир). Умопостигаемое вечно, а чувственный мир может быть и не быть (качество материи). Августин считает, что в человеческой природе содержится "светоносная материя", которая "охватывает предмет" познания. Зрение, - это тоже чувство осязания и далее этот образ познания поступает в память (свойство души, как особенность психики), где посредством воображения трансформируется в некое понятие умостигаемого пространства и уже совместно с рассудком (мозг) даёт разумно - рассудочный вывод, анализ, но обьяснить тайну связи между разумно-рассудочным и чувственным познанием блаженному Августину не удалось. Но, тем не менее из спасшего его учения он получил руководящие принцип к самопознанию, который становится для человека источником миропознания и Богопознания (Метафизика внутреннего опыта).