Абсолютно бесплатного образования в зарубежных университетах нет и не может быть. Как минимум здесь нужно оплачивать так называемый студенческий взнос (каждый семестр/год), учебно-методические материалы и внеаудиторные мероприятия. Необходимо учитывать и такие расходы, как:
- оплата экзаменов по иностранному языку;
- платежи за визу;
- страховка;
- транспортные расходы, аренда жилья, питание и т.п., которые в совокупности составляют значительную сумму.
Ряд государств декларируют бесплатное образование в государственных высших учебных заведениях (в том числе и для иностранцев). К ним относятся:
- Австрия,
- Германия,
- Польша
- Саудовская Аравия,
- страны Латинской Америки,
- Турция,
- Чехия и другие.
В то же время выпускники средних школ из стран СНГ (в том числе России) практически не имеют шансов быть зачисленными на первый курс бакалавриата сразу после школы. Основными причинами такой ситуации являются различия в образовательных программах.
- Продолжительность обучения в средней школе России составляет 11 лет, а во всех европейских и американских школах — 12 лет.
- Следующим препятствием для поступления в зарубежные университеты является недостаточное знание иностранного языка. Основным языком преподавания в любой стране является государственный, то есть в Германии – немецкий, Чехии – чешский, Турции – турецкий и т.д. Как правило, англоязычные образовательные программы здесь являются платными. Во всех случаях требуется глубокое знание языка (не ниже B2), что подтверждается специальным сертификатом, выдаваемым уполномоченными организациями после экзамена
Чтобы быть зачисленным на первый курс зарубежного университета, выпускники российских школ используют один из двух следующих вариантов.
- Суть первого заключается в том, что абитуриенты поступают на платные подготовительные курсы для ликвидации разницы в образовательных программах и подтягивания иностранного языка. Такие курсы создаются при университетах принимающей страны и рассчитаны на один или два года.
- По второму варианту иностранные абитуриенты поступают в отечественные вузы и после второго курса подают документы в зарубежные. При этом важно, чтобы направления образования (специальности) оказались смежными.