Этот вопрос задан профессиональным дипломатом, с которым мы познакомились в Лондоне. Текст, на который Иван Володин ссылается - это пост Михаила Зыгаря, бывшего главного редактора телеканала "Дождь", о том, что профессия дипломата в современном мире не нужна. Дипломаты в посольствах скучают, пьют, пишут докладные записки в Москву, которые никто не читает, дипломаты ждут визитов высоких гостей, и хорошо, если посольство в стране, куда высокие гости хоть изредка да приезжают, но если ты дипломат в далекой африканской стране, то остается только пить и писать.
Понятия не имею, как понимают свои задачи и видят ли смысл в своей работе современные российские дипломаты. Предполагаю, что для них смысл не всегда очевиден, иначе бы они не задавали вопросы "нужны ли в современном мире дипломаты". За последние двадцать лет многие профессии изменились с изменением технологий. Но скорость изменений и подходов в профессиях, заказчиком которых является государство, всегда медленнее, чем во всех остальных. У государства мало стимулов для того, чтобы делать дипломатов и дипломатию эффективнее, а бюрократических барьеров очень много. Правда, и говорить о том, что с появлением скайпа, дипломаты не нужны - упрощение.
Дипломатия сегодня обслуживает "цели государства", я не понимаю, как они формируются, у дипломатов нет понятных KPI по исполнению работы, у работы посольства нет понятных и прозрачных для меня метрик, по которым оценивается их эффективность. Даже если эти метрики есть, со мной их никто не согласовывал. Более того, существует некоторая атмосфера закрытости, при которой то, что делает посольство особенно секретно и дичайше важно.
Так устроена работа чиновников в России, где продолжительность нахождения у власти политического лидера не зависит от эффективности работы его подчиненных. В стране со сменяемой властью политический лидер перед выборами берет на себя ряд обязательств, его переизбрание зависит от того, насколько он выполнил свои обязательства. Чиновники и ведомства, в том числе, внешнеполитические, для политического лидера - инструмент исполнения обязательств - ресурс. В такой идеальной модели демократической системы власти, если посольства плохо исполняют свою работу, политического лидера не переизберут на следующий срок. Мы видим, что эта модель не работает даже в странах с развитой демократией. Поэтому конечным потребителем и заказчиком услуг посольства должны быть не политические лидеры, а граждане. Технологии сегодня развиты в достаточной степени, чтобы задачи для посольства ставили граждане напрямую, а не "Москва".
Мне как потребителю услуг русской дипломатии посольства России в разных странах нужны для двух функций. Посольства России должны заниматься маркетингом и разведкой.
Про маркетинг: Заказчиком услуг посольства являются граждане, посольство - это сервис, который оказывает консультации гражданам, опираясь на свой опыт, доступ, профессиональные знания, аналитику. Заказчиком таких консультаций являются российские компании, организации, частные граждане.
Про разведку: Заказчиком является государство, посольство находит информацию и передает ее.
Вторая часть вопроса Ивана Володина касалась потребности в журналистах. Здесь проще, журналисты в современную эпоху нужны. Профессия сама себя поменяет, потому что находится в контексте рыночной экономики, а не работы с одним заказчиком.