Спецэффекты в кино - это реальные процессы, такие как взрывы, создание живого огня в нужном месте и в нужном количестве и т.д. Но поскольку Вы спрашиваете про програмное обеспечение, предположу, что Вы говорите о визуальных эффектах.
Ну а прежде чем определяться с выбором программы, стоить подумать, в какой именно области создания визуальных эффектов Вам хотелось бы работать и какие задачи выполнять. Те эффекты, которые Вы видите на экране кинотеатров являются результатом командной работы. Однако, почти каждый из участников такого рода команды начинал с того, что скачал себе на домашний компьютер какую-то интересную программу поковыряться.
Итак, визуальные эффекты можно разделить на:
МГ - это дизайн в движении. Когда на телевизоре появляется красивый логотип канала, это и есть моушн графика. МГ может включать в себя как 2D, так и 3D элементы.
АНИМАЦИЯ 2D
АНИМАЦИЯ 3D
3D МОДЕЛИРОВАНИЕ
Можно специализироваться на Текстурировании, Работе со светом в сцене, трекингом и матчмувингом (вставлять компьютерные элементы в кадр так, как-будто они там и были:), рендером)
Самый настоящий художник, только работающий в цифровом формате и знакомый со спецификой направления. В кино эти умельцы участвуют в разработке концепт-арта, рисуют фоны, задние планы и другое.
Специалист по удалению зеленого фона. Как это работает и зачем нужно тут: http://thequestion.ru/questions/25697/pochemu-na-semkah-speceffektov-ispolzuetsya-fon-imenno-zelenogo-cveta
Рото - это покадорвое создание движещейся маски для выделенения объекта.
Задача композера собрать воедино 2 или более изображений так, чтобы создать иллюзию реализма. Своего рода “подделка реальности”. Когда мы видим, как летающая тарелка приземляется в центре Нью-Йорка, мы понимаем, что ее там не было, но выглядит все так реалистично - она отражается в окнах соседних небоскребов, отбрасывает тень на прохожих и т.п.
Создание воды, дыма, снега, каких угодно органических объектов.
Стоит отметить, что в крупных и маленьких студиях часто очень разные требования к специалисту. Так, например, в крупных студиях над созданием одного взрыва могут работать несколько человек – специалист по созданию пламени, специалист по созданию искр, человек, создающий дым, композитор. В маленьких же студиях нет таких бюджетов или в самой студии может быть всего 4 человека, поэтому люди с более широким кругом навыков будут востребованы в большей степени.
Ну и наконец к программам (укажу самые популярные, широкораспространенные и востребованные на рынке труда, на все-все-все времени не хватит):
Мощнейший инструмент создания моушн графики. Так же используется для композитинга.
Вот “Ходячих Мертвецов”, например, делают в Афтере ( Об этом рассказал и показал Sam Nicholson из Stargate Studio на мероприятии Adobe at NAB 2014). Возможности создания там 3D графики ограничены, но всеравно Вы можете работать с 3Д объектами и пространством.
3Д программа для создания моушн графики. Однако, Вы можете там и моделивать и даже делать симуляции. Часто используется в бродкаст дизайне / broadcast design (дизайн телеканалов и передач).
Два монстра в 3д моделировании и анимации. Используется в создании эффектов самой разной сложности.
-Nuke от The Foundry
Король в области композитинга. Даже добавить нечего.
-Blender (БЕСПЛАТНЫЙ)
Блендер - это прежде всего 3Д редактор, т.е. программа для моделирования, скульптуры, 3Д анимации. Однако, Блендер порадует и многим другим: делает хрома кей, имеет отдельный отличный редактор для композитинга, имеет возможности линейного редактирования видео и многое другое).
Если Вы хотите начать разбираться в компьютерной графике с нуля, я бы рекомендовала начать с After Effects. Так Вы овладеете навыками анимации, работы с 3Д материалами, композитинга - отличный базовый курс, короче говоря. В интернете есть множество видеоуроков, целых курсов для всех уровней. Многие уроки повторяют создания титров к известным и любимым фильмам, эффекты из популярных реклам и т.д.
Лучшие специалисты в этой области, которых я знаю, начинали с After Effects, со временем узнавая о цифровом мире изображений больше в целом и более детально определяясь с направлением.
То есть, подводя итог, да, Вы можете освоить большУю часть необходимых навыков дома. А если еще получиться поработать с другими спецами, поучиться у них, то недалек и день, когда Вы сможете стать полноценным участником команды визуальных эффектов для какого-нибудь Ironman 5 или 6))
Удачи.
За арт-хаус! :D