Если отвечать буквально, то сущность этих отношений состоит в самой конструкции диалектического материализма. Там это было выведено в основной вопрос философии и этот нарратив использовался для обоснования естественного случайного генезиса разумной жизни. Уже тогда это все выглядело как конкурентная межконфессиональная борьба. Ведь научный коммунизм обладал всеми признаками конфессии, а догматы, как правило, нетерпимы к другим догматам.
Философия основывается на мудрости, а мудрость, в сущности, это способность к поиску оптимального решения (Познание). Если даже после всей критики, диалектика весьма применима в познавательном пространстве, то вот актуальность самого «основного вопроса философии» довольно сомнительна так как не наблюдается точки приложения усилий. Хотя в бытовой полемике, особенно, когда душу (Дух) определяют как самостоятельную энергетическую сущность, так и хочется вспомнить «ОВФ» и высказать сомнение в возможности автономного существования без обеспечивающего носителя. Правда теперь такие страсти серьезно поутихли и остались, разве что, на площадках типа нашей.
Есть ещё аспект связанный с современным пониманием материи и сознания. Наука мелкими шагами их довольно сблизила. Сейчас они уже не выглядят столь противоположными и разобщёнными как 100 лет назад. Тем не менее, будем готовы к тому, что вопрос этот будет возникать вновь и вновь, ведь хоть курс диамата теперь не читают, но армия студентов, слушавших его, ещё велика и сильна.