Фундаментальная проблема теоретического понимания жизни и тем более её прогресса. Она не интересна, не нужна и не понятна для обыденных людей, доля которых составляет несколько девяток. А у любителей мудрости она - идея фикс и с ними нет смысла её обсуждать
Её, видимо, следует осмысливать с осознания в древности внутреннего, духовного и т.п. мира людей. У древних египтян его называли «словом», что сохраняется по настоящее время в крылатых словах «в начале было слово», «слово и дело» и т.п. Тогда же была осознана актуальность слов для жизни, смотри поучения Птаготепа, Мерикаре. Все это наложилось на ранее возникшие мифы об обособлении души как птиц у Древних египтян и т.п., что породило идеалистическое видение их значения для природы вообще, выполнение ими функции демиурга природы и т.п. Оппозиция такому тренду породила другую крайность – отрицания актуальности духовного мира людей для их жизни. Так возникли и сохраняются доктрины по проблеме соотнесения материи и идеи, слов и дел, бытия и сознания. И в коммунистических доктринах обычно «пересаливают материализмом жизнь» (мысль моего отца-шахтера 1950-х гг.). Естественно, что сознание определяется бытием, реальностью или материей вообще (материей называем все то, что существует объективно вне каждого из нас), но она определяет жизнь людей, в т. ч. их бытие. Материя (природа) породила идеи, а не наоборот. Но идеи (особенно в наше время) могут не только обеспечить не прогресс, но и угрожают выживанию общества) …
Понимание актуальности данной проблемы требует изучения фундаментальных основ природы, жизни, общества и значения идей в жизни людей. Но для этого надо их адекватно понять. Моя попытка представлена в монографии «Менталитет (идеи, идеальное, идеология, идеократия, идейность». Основой может стать кумулятивный ряд: отображение – информация- идеи- идеальное –знания- наука- пост-наука. В ряде постов на Яндекс. Кью раскрыты их субстанции.