Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

В чём проявляется статичность Берга? Как оценивает этого героя Толстой?

Сравнение образов в начале и в конце романа, я знаю, что он не меняется как личность и в этом его статичность, но от меня требуют подробностей(
Домашние задания+1
Александр Бауман
  ·   · 3,0 K
Навсегда ничего не бывает.  · 18 мая 2022
Как оценивает своего героя - Альфонса (Адольфа) Берга - Толстой? Пожалуй, имя героя – это единственное, что, видимо, по оплошности, Лев Николаевич меняет в своем герое на протяжении романа.  Функция образа Берга ясна. Берг - та "тень человечества, которая делает ярче свет". Душевная пустота и искусственность отношений, свойственные светскому обществу, выявляются рельефнее благодаря  контрасту с любимыми героями Толстого… и наоборот.
Князь Андрей и Пьер, стремясь к "новой жизни", осмысленной и "вполне хорошей", ищут и не могут найти себя, ошибаются, часто избранная ими дорога приводит их в тупик. 
Берг (как и Друбецкой и Курагины) живёт и действует с точностью автомата. Интересны ассоциации Наташи, которая, правда, говорит о Борисе Друбецком, но применимы и к Бергу. "Борис -, признается она матери, "не совсем в моем вкусе — он узкий такой, как часы столовые… Узкий, знаете, серый…" Мысль её можно развить. Почему столовые? Потому, что не духовная пища главное в жизни таких людей. Почему часы? Потому что точный, размеренный механизм, а движение их - движение по плоскому, замкнутому кругу. Узкий – узок во взглядах и в своих целях и желаниях. Серых, будничных, неинтересных, неживых…  Какие цели у таких как Берг и Друбецкой? Главное —обогащение и продвижение по службе, желание пробиться, оказаться и быть среди великих мира сего.
В начале знакомства с Бергом, перед нами, по словам автора, "нравственный молодой человек с блестящей карьерой впереди", он был "на отличном счету у начальства". В первую военную кампанию ему было присвоено звание "капитан гвардии", имел ордена. Но достиг Берг такого положения тем, что "показывал всем свою раненную в Аустерлицком сражении правую руку". А однажды во время боя "поднял осколок гранаты, которым был убит адъютант подле главнокомандующего, и поднес начальнику этот осколок". Последнее особенно показательно: и из смерти человека Берг извлекает личную выгоду…
После войны 1805 - 1807 годов, он занимает "в Петербурге какие-то особенные выгодные места". Это словосочетание - "какие-то выгодные места" - тоже характеризует Берга. Когда Толстой пишет о князе Андрее, он точно указывает, что князь Андрей - член комиссии по составлению воинских уставов. А о Берге так, потому что тому безразлично, чем заниматься.  Важно, что место выгодное.
Какую теперь цель ставит перед собой Берг? Жениться на Вере Ростовой. "У меня служба—у нее связи и маленькие средства". Эти "маленькие средства" Берг, "почтительно, приятно улыбаясь", вымогает у старика Ростова. "Кротко" улыбнувшись, он заявляет, что "никак не может устроиться в новой жизни, не получив чистыми деньгами 30 тысяч" в приданое. Улыбка Берга - улыбка мещанина. Одна из тех улыбок, которая, по убеждению Толстого, раскрывает человеческую суть. Бергу все предельно ясно, и его "новая жизнь" стоит так дешево - всего 20-30 тысяч чистыми. И никаких сомнений в порядочности поступка. Главное – выгода, которую принесёт ему женитьба. Ради неё даже время сватовства Берг подгадывает, подгадывает таким образом, чтобы не получить от Ростовых отказ: в это время их материальное положение оставляло желать лучшего.
Берг - частица вселенского мещанства. Для таких, как Берг, мир так же мелок, как он сам. Поэтому в конце романа Толстой рисует его в окружении мелочей, определяющих его жизнь. "В чистеньком с иголочки мундире, с припомаженными наперед височками, как носил государь Александр Павлович" является он перед Пьером. А вот описание его кабинета: "Новый, чистый, светлый, убранный бюстиками и картинками". Под стать кабинету и гостиная. "Пьер был принят в новенькой гостиной, в которой нигде сесть нельзя было, не нарушив симметрии…" Его девиз: "Всё, как у всех". Он ликует, когда ему это удаётся. Каждый званый вечер у Бергов "как две капли воды похож на всякий другой вечер с разговорами, чаем и зажженными свечами". Старички с старичками, молодые с молодыми, хозяйка у чайного стола, на котором были точно такие же печенья в серебряной корзинке, какие были "у Паниных на вечере", всё "было совершенно так же, как у других".
Подводя итог, подчеркну, что статичность Берга проявляется в неизменности его меркантильных жизненных целей. Оценка этого героя автором обусловлена жизненным кредо самого Льва Николаевича: "Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость".