Понимание — это процесс набора информации о объекте (человеке, предмете, явлении, процессе, обществе), знание о котором мы хотим приобрести, чтобы использовать или только это знание или предмет, в зависимости от цели.
Осознание - определение значимости и ценности информации с точки зрения наших целей и задач.
Набранная информация обычно носит фрагментарный характер, она характеризует отдельные части и стороны объекта (качества, элементы структуры, свойства материала, какие-то характерные особенности, может быть скорость течения, если речь идёт о процессе или развитии явления и т. п.)
Информация представляет собой своего рода пазлы, из которых надо построить рабочую модель объекта. Пазлы уже потенциально содержат в себе системно-структурные и качественные характеристики объекта.
После предварительного сбора информации начинается процесс осознания. Хотя процесс осознания начинает параллельно развиваться уже в процессе сбора информации.
Понимание и осознание смыкаются и образуют две стороны единого процесса исследования. Выделяя определённый фрагмент объекта для исследования и набирая информацию о нём, мы уже пытаемся его осознать, то есть прикинуть какое бы место, согласно его качествам и структурным характеристикам, он мог бы занять в той умозрительной модели объекта, которую мы пытаемся построить. Осознать, значит понять ценность этой информации с точки зрения наших целей и задач.
Умозрительная форма информации, означает информацию, пока потенциально существующую только в материальных структурах психологического процесса, то есть пока не прошедшую стадию превращения в рациональное знание.
Что такое осознание? Осознание — это, с моей точки зрения, процесс создания объёмной рациональной модели существования изучаемого объекта (человека, предмета, явления, процесса, общества) в окружающей среде (природной, физической, биологической, общественной) во всём многообразии его связей и взаимодействии со средой.
Сейчас в эпоху кризиса модно говорить о поиске смыслов. Поиск смыслов и есть понимание, осознание и формирование реального знания об обществе и процессах, развивающихся в нём, а также создание рабочей модели состояния структуры общества, на основе которой можно было бы влиять на процессы, по возможности управлять ими и прогнозировать их развитие.
А если у нас есть цель понять, как существует объект в окружающем мире, то можно сказать, что осознание — это проверка собранной нами информации об объекте на соответствие её природным законам.
Как передать информацию так, чтобы люди её осознавали?
1) Она должна максимально реально описывать предмет, то есть в соответствие с законами природы. Природа - наша общая среда с едиными для всех нас закономерностями, в которых мы постоянно существуем и действуем. У каждого из нас есть опыт жизни в ней, и как бы он индивидуально не отличался, в основных принципах он одинаков.
В конце концов, Природа - наш единственный беспристрастный судья в спорах о том, как она устроена.
2) Информация должна быть изложена в языке, понимаемом вашей аудиторией.