"Есть лишь одна по-настоящему серьёзная проблема - проблема самоубийства." Жизнь стоит того, чтобы быть прожитой? Для Клэр - да, для Джастин - нет. Первой мир кажется уютным местом, где возможно счастье. В глазах второй - он отвратителен, он полон боли, но в нём нет ни радости, ни красоты. Это две равных, одинаково серьёзных позиции. "Меланхолия" построена так же, как романы Достоевского - это столкновение мировоззрений.
И чёрт его знает, какое ближе режиссёру. Посмотрите, как он показывает Апокалипсис! Для Триера смерть всего человечества и разрушение планеты - балет. Этим фильм начинается - и заканчивается... Но это не значит, что мы приходим к тому, с чего начали. Герои меняются... Помните финальную сцену, в шалаше, когда герои ждут смерти, устроившись кружком и глядя друг на друга? В ней Джастин - холодная, бесчувственная Джастин, которая радовалась концу света - плачет. Что из увиденного за все это время - могло так на неё повлиять?
Она провела его бок о бок с сестрой и её детьми. И, конечно, видела, как они любят друг друга. Любовь - это то, чем согрета жизнь Клэр. И это то, что когда-то не ценила Джастин - она вышла бы замуж по расчёту, но в последний момент сорвала свадьбу. Из-за депрессии - но эта боль, как и любая другая - знак, что что-то в жизни не так.
Если жить и стоит, то ради любви. Странно, что этот посыл есть в фильме режиссёра, который славится своей мрачностью и жестокостью - но тем он искреннее.