С точки зрения культа единого Творца лукавства два.
Во-первых, это были изображения ложных богов: тварных духов, которые отпали от Творца и заняли его место в культах политеистических народов.
Во-вторых, если священные изображения, употреблявшиеся в культе, например, Яхве* и нынешние иконы православных и католиков сами по себе не воспринимаются как воплощение изображённой на них личности, как их тела в этом мире, то идол в язычестве воспринимался как тело бога, которые без тела не может действовать в этом мире.
Как пишет современный исследователь работ языческого философа-неоплатоника: «Когда Прокл говорит, что душа вселяется в тело, то соответственно, и божество вселяется в подготовленную статую. Следовательно, символ оказывается аналогичен «способности к принятию души», потенции одушевленности. Символ – необходимое условие «вселения» бога в соответствующее изваяние, он соединяет собой вещественную телесность с умной божественной природой». (Курдыбайло Д.С. О символизме в Комментарии Прокла к «Тимею» Платона // Философский журнал. Том 12, № 2. — 2019. — Сс. 144–159.)
Языческие специалисты по телесике (воплощению богов в идолов) маги-теурги могли иногда предоставлять богам и собственные тела.
К идолам относились действительно как к живым существам. Их кормили, поили, мыли. В Индии в 1995 году тысячи индуистов наблюдали, как местные мурти пьют преподнесённое молоко.
«Повесть временных лет» рассказывает, что когда идола Перуна скинули в реку, язычники бежали за ним и кричали: «Выдыбай (выплывай, выкарабкивайся — ред.), боже, выдыбай!» Но Перун оказался беспомощен. И даже когда течение прибило его к берегу, какой-то остроумный мужичок-христианин снова оттолкнул его в воду не упустив возможность потроллить веру современников в то, что идол и есть бог в теле истукана: «Ты, Перунище, досыта ел и пил, а теперь плыви прочь!»
Василий Сидихменов приводит несколько характерных эпизодов из истории китайского язычества (но такое отношение типично для язычества всех уголков Мира):
"Хотя идолы считались божествами, они, как и служители культа, несли ответственность за свои ошибки. Иногда верующие бранили богов, плевали в них, «изгоняли» из святых мест, хлестали и даже ломали священные таблички, выражая недовольство.
Однажды идола доставили в суд за сообщничество в деле, в котором был замешан жрец, служивший в храме. По обычной судебной процедуре судья приказал идолу поклониться. Идол, понятно, не мог этого сделать, за что и был приговорен к 500 ударам бамбуковыми палками".
Подробнее читай: Иконопочитание и идолопоклонство: в чём разница?
___