Я думаю что именно 70-ые годы дали имя такому термину как "ЗАСТОЙ". Советская Власть настолько самоутвердилась и успокоилась, что никаких новых мыслей и идей народу не предлагала...
В 70-ые я закончил ГИТИС и работал в московском театре актёром. Все московские режиссёры и все актёры совершенно точно знали что можно показывать, а что нельзя показывать на столичной сцене. О чём можно говорить со сцены, а о чём нельзя. Но всё равно каждый новый спектакль, перед премьерой, отсматривала идеологическая комиссия Министерства Культуры во главе с Екатериной Алексеевной Фурцевой. Когда Фурцева пребывала в театр, то все Главные Режиссёры обязательно приглашали её в свой личный кабинет на "небольшой фуршет" после которого она с заплетающимися ногами отправлялась смотреть спектакль. Она была очень непосредственной и искренней зрительницей. Иногда она кричала из зала приветствия и хлопала в ладоши в самых неожиданных местах. Но её свита (не приглашённая на банкет) не теряла "идеологический нюх" НИКОГДА! Любая идеологическая небрежность или фига в кармане тут же обнаруживалась и немедленно устранялась. Иногда с доведением режиссёра до инфаркта. Но это происходило крайне редко т.к. все знали "правила игры".
То же самое происходило в кино и в литературе того времени. Художники иногда бунтовали, но их авангардную живопись выставленную в Измайловском парке просто раздавили бульдозерами и они надолго замолчали. Западная пресса устроила крик на весь мир и идеологическая комиссия Министерства Культуры пошла на уступки и устроила выставку авангарда в павильоне "Пчеловодство" на ВДНХ. Выставка работала с 19 по 26 февраля т.е. одну неделю и попасть на неё было абсолютно невозможно. Я был на ней и меня поразило, что от авангарда остались рожки да ножки, ибо идеологический бульдозер и там постарался на славу.
НО!!! Не надо никогда забывать что именно на 70-ые приходится самый расцвет Юрия Любимова и его Театра на Таганке. В 70-ые Андрей Тарковский снял свои "Солярис", "Зеркало" и "Сталкер", Алексей Герман снял "Проверку на дорогах" и "Двадцать дней без войны", а Андрон Кончаловский - "Дядю Ваню", "Романс о влюблённых" и "Сибириаду", а его брат Никита Михалков снял свои лучшие фильмы - "Раба любви", "Механическое пианино", "Обломов" и "Пять вечеров". Анатолий Эфрос поставил свои самые громкие спектакли в Театре на Малой Бронной, а Георгий Товстоногов в БДТ создал лучшую актёрскую труппу в СССР и поставил свои шедевральные спектакли.
Так что отвечая на вопрос о "силе идеологических тенденций в культуре", можно сказать - эта "сила" была какая-то усталая и разочарованная, от того что коммунизм почему-то не получился и вся культура как-то брезгливо и вяло реагирует на партийные призывы. И что, с этой культурой делать не знал никто. Но самый сильный удар по марксистско-ленинской идеологии нанесла, сама того не ведая, Олимпиада-80 к которой начали готовится с 77 года. Они вдруг осознали что телекамеры всего мира будут направлены на Москву и надо во что бы то ни стало "не ударить в грязь лицом"! И идеология "развитого социализма" им не помощница и спасительница, а совсем даже наоборот. Но это уже совсем другая история...