Личность отдельно взятого человека никогда не имела какого-то особенного значения в жизни общества. Ну разве что, за исключением жизни монархов, аристократов, да и те, часто разменивались в угоду общественному благу. Поэтому оставив конкретные исторические предпосылки, заметим, что на определенном этапе, люди возмутились, почему это их жизнь (существование) не стоит «ломаного гроша».
Еxistens (лат.)— существующий. Само понятие «существование» фундаментально. Существовать (быть) может все, что угодно, за исключением, конечно, небытия. Но так как именно мы, субъекты, существующие в мире объектов, вносим в него составляющую активности, то экзистенция была признана предикатом (свойством) именно субъектов. Приблизительно так выкристаллизовывалось новое направление философии – названное впоследствии экзистенциализмом.
Его основной предпосылкой стала мысль, что существование человечества есть совокупность существований отдельно взятых индивидов. Поэтому общая ценность, составляется из ценностей частных. В этой связи вы, наверное, вспомните массу привычных цитат, мол «Экзистенциализм — это гуманизм», «человеческая жизнь – высшая ценность» etc. Правда только сейчас такой подход не кажется удивительным, так же, как например, для нас теперь полеты в космос, а вот в XIX и даже в первой половине XX века это выглядело довольно радикальным.
Напомним, истоком экзистенциализма считается рассуждения Кьеркегора на тему мифа об Аврааме, где бог сказал ему (Аврааму) принести в жертву собственного сына в знак подтверждения искренности веры. Так что все это началось с таких вопросов как:
*«Есть ли смысл в такой жертве или нет?» и
*«Что важнее человеческая жизнь или приказ начальника?»
Понятно, что сама идея зрела в обществе уже давно и тогда лишь настал «момент истины», но, при всем при этом, чтобы её признали окончательно, потребовалось ещё около 100 лет. Будем надеяться, что не утомил слишком длинным вступлением, хорошо еще мы не рассматривали социально-экономическую ситуацию тех времен.
Что отличает Экзистенциализм?
1. Кроме признания основополагающего принципа ценности человеческого существования, единого целостного учения об экзистенциализме не существует. В последствии появилось несколько концептуальных ответвлений, которые, собственно, и были обусловлены многообразием видения индивидуальности.
2. Экзистенциализм в философии подобен анархизму в политике. Он отстраняется от вертикальной системы управления и опирается на прямые взаимоотношения людей. Общество должно строиться на принципах взаимоуважения и учета позиции соседней экзистенции, а не на иерархии. Общество есть равенство разных. В целом экзистенциализм отвергает потусторонние силы, всякого рода реинкарнации и загробности. В сущности, он вне религии, хотя, опять же, многообразие мнений порою приводит к очень разным вариантам в т.ч. и религиозным.
3. С точки зрения философии, в учении можно выделить Онтологию как бытие взаимосвязанных меж собой субъектов. Гносеологическая картина довольно стандартна, за индивидом признается врожденное стремление к Познанию, правда отдельно каждый несет ответственность за формирование идей и смыслов. Часто Онтология признается тавтологичной Гносеологии т.е. «реальность есть такова, каковой мы её мыслим». Что касается Этики, то вопросы общественного блага отходят на второй план, человек признается существом изначально благонравным и потому способным к самостоятельной высокоморальной деятельности. Поэтому каждый обладает экзистенциальной свободой выбора, а также несет за это полную личную ответственность. Указания (приказы) извне либо нежелательны, либо даже неприемлемы.
4. Отдельно выделим категорию Зла. Это вопрос деликатный, в принципе, в самом человеке Зло отсутствует и «Ад-это другие». Оттого, вспоминается экзистенциальный диалог
- Вам нужна полиция?
- Лично нам нет, но, все же, в соседях мы уверены не вполне, потому нужна.
Возможно это узкое место экзистенциализма, ведь в нем эти моменты хоть артикулируются, но не вполне четко. Поэтому появляются варианты альтернативных толкований.
5. Хотелось бы предостеречь от построений Хайдеггера относительно экзистенции, который методологически описал её по-своему подробно, но по сути, сформулировал идею антиэкзистенциализма. Его точечное «сияние в просвете Бытия» попросту экзистенция малозначимого человечка в этом бесконечно важном и вселенски огромном бытийствующем мире, где смыслы даруются исключительно извне.
Может что-то и упустил, но в целом, вроде, конструкция получилась устойчивая. Для тех, у кого нет возможности долго читать, вот короткий Ответ:
Сущность экзистенциализма состоит в создании новой общественной ценности. Признании за отдельным человеком, ранее не признаваемой, частной свободы, и соответственно осознание исключительной ответственности за собственный выбор и действия. Так же человек объявляется ответственным за формирование частных смыслов, а его собственное существование само становится высшим смыслом всего мира. Все люди признаются безусловно равными, а насилие попадает в ранг неприемлемого и недопустимого.