Папа Бенедикт справедливо называет эту притчу по-другому - притчей о двух сыновьях. Второй брат здесь ключевая фигура, он очень важен для понимания притчи.
Смотрите. Блудный сын предал отца и брата, много грешил и утратил человеческое достоинство. Когда его падение стало запредельным, он просит своего отца о неслыханной милости, не надеясь на прощение. Хотя бы взять его на правах раба и давать долю раба. Отец оказывает ему великую милость, прощает его и полностью восстанавливает в утраченном достоинстве и правах сына. До этого места все понятно, да? Отец - Бог, блудный сын - грешник, второй сын - праведник. Добрый Бог прощает наши грехи, несмотря на их тяжесть, и ждёт нашего возвращения, как заблудших детей. Но это не конец притчи. Она продолжается, а значит, надо продолжать слушать. С поля приходит второй сын, видит происходящее и возмущается. Он осуждает отца за несправедливость. Он праведник и не подвел отца ни разу. А грешник получает все то же, что получает он, и даже больше. Что делает правденый брат?
Он судит. Судит брата (считая, что брат менее достоин отцовской доброты), отца (считая, что он несправедлив). Праведник, который осуждает своего ближнего и самого Бога. Этот сюжет мы уже встречали - Каин осудил Бога, который принял жертву его брата, а его отверг и убил брата в ревности.
Притча о том, что мы не можем своим чувством справедливости познать Божественную справедливость. Что не надо судить Бога и ближнего. Что надо принимать волю Бога как абсолютную, не оценивая ее через свою волю.
очень хорошо сказано!